Большинство пользователей интернета хотят видеть открытую рекламу у блогеров. Исследование
Большинство опрошенных считают, что блогеры способны влиять на общественное мнение. При этом только треть доверяют информации, которую они публикуют. Рассказываем, к каким инфлюенсерам интернет-пользователи относятся с наибольшим доверием, на каких площадках за ними следят и как воспринимают рекламу в их аккаунтах.
В целом 85% интернет-пользователей хотя бы иногда читают, смотрят или слушают какие-либо блоги, причем это заметно больше, чем в исследовании, которое мы проводили год назад (76%). Многие из них (65%) потребляют блогерский контент на YouTube, 61% — в Instagram*, 56% — во «Вконтакте», 41% — в «Яндекс.Дзене». Кроме того, 37% читают блоги в Telegram, 33% — в «Одноклассниках», 29% следят за авторами в TikTok, 28% — в Facebook*, 13% — в Google+, а 11% — в Twitter.
Чаще всего респонденты читают или смотрят блоги, чтобы получить новую информацию (81%), по 58% — чтобы развлечься и научиться чему-то новому, 57% — отдохнуть, 44% — узнать новую точку зрения, а 22% — из профессионального интереса.
При этом наиболее интересны для российской аудитории блоги на тему кулинарии — 44% хотя бы иногда обращаются к ним. По 43% следят за блогами о быте, личной жизни и о здоровье, 40% — за юмористическими блогами, 36% — за блогами о кино, 34% — о путешествиях, а 33% — о хобби и творчестве.
Отметим, что абсолютное большинство опрошенных (81%) предпочитают блоги в формате видео. Также 74% нравится читать тексты, 43% — просматривать фотографии, 25% — листать микроблоги, а 15% — слушать аудиозаписи или подкасты.
Каким блогерам доверяют интернет-пользователи
В целом 57% опрошенных положительно относятся к блогерам (против 51% год назад), еще 36% относятся нейтрально (против 42%), а 7% — отрицательно (тоже 7% в прошлом исследовании). При этом стоит отметить, что позитивно настроены к блогерам чаще всего молодые люди 18-30 лет. Чем старше респонденты, тем чаще они отвечали, что относятся к ним нейтрально или даже отрицательно.
Основная цель, которую, по мнению респондентов, преследуют блогеры, занимаясь своей деятельностью, — это получение прибыли, так ответили 74%. Также 64% считают, что их основной мотив — стать популярными, 42% — продвигать конкретные товары или услуги и заниматься творчеством, 37% — распространять информацию, 36% — высказывать свою точку зрения, а 33% — общаться с аудиторией.
Заметим, что абсолютное большинство интернет-пользователей (87%) считают: блогеры способны влиять на общественное мнение (такой же позиции придерживались 85% в предыдущем исследовании). Однако только 33% сказали, что сами доверяют информации, которую они публикуют. Не испытывают доверия к блогерам в целом 32%, еще 35% ответили, что все зависит от ситуации.
Мы также попросили респондентов, которые в той или иной мере доверяют блогерам, назвать конкретные имена или псевдонимы тех, к кому их доверие особенно высоко. Так, наиболее часто опрошенные называли Юрия Дудя — ему доверяют 8%. Также 5% указали Алексея Навального, по 4% — Анастасию Ивлееву и Илью Варламова, по 3% — Ксению Собчак и Давида Манукяна (DAVA), по 2% — Алексея Пивоварова, Анатолия Шария, Иду Галич, Даню Милохина и Яна Топлес. В первую двадцатку попали также Владимир Соловьев, Евгений Баженов (BadComedian), Руслан Усачев, Антон Птушкин, Александр Невзоров, Дмитрий Куплинов, Александра Митрошина, Валя Карнавал и Ольга Бузова — их назвали по 1% респондентов.
Реклама в блогах: а стоит ли ее «маскировать»?
Большая часть опрошенных (45%) сообщили, что нейтрально относятся к рекламе в блогах. Около трети (29%) воспринимают ее отрицательно, лишь 17% — положительно, еще 9% ответили, что отношение может меняться в зависимости от ситуации.
При этом респонденты довольно высоко оценили свою способность распознавать, что рекомендуемые блогером товары и услуги являются рекламой — на 8,7 балла из 10 возможных. Этот показатель несколько выше среди опрошенных 18-30 лет (8,9 балла) и снижается по мере увеличения возраста респондентов — средняя оценка среди людей старше 55 лет составила 8,3 балла.
Важно отметить: большинство опрошенных (76%) считают, что блогеры должны открыто указывать, если их рекомендация продукта в блоге оплачена рекламодателем. При этом в целом 61% сказали, что обратят внимание на открыто рекламируемые товары: 11% уверены в этом, еще 50% склоняются к такому мнению. Однако заинтересуют они в большей степени женщин (65% против 54% мужчин) и молодых людей 18-30 лет (69% против 54% респондентов 46-55 лет и 56% старше 55 лет).
В целом исследование показало, что треть опрошенных интернет-пользователей (33%) покупали товары или пользовались услугой по совету какого-либо блогера. Среди них 12% неоднократно это делали, а 21% — лишь однажды.
* соцсети Facebook и Instagram признаны экстремистскими, запрещены в России.
Выборка исследования
С 28 по 30 июля с помощью онлайн-панели было опрошено 1900 человек старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%