Только свои: как россияне оценивают одежду и обувь отечественных брендов
Россияне чаще предпочитают покупать одежду и обувь зарубежных производителей. Однако из-за ухода международных брендов с российского рынка они стали больше интересоваться отечественными марками. Рассказываем, смогут ли, по мнению жителей нашей страны, российские бренды заменить зарубежные, как потребители в целом характеризуют вещи отечественных марок и к каким из них обращаются за покупкой.
Согласно опросу, россияне чаще всего покупают одежду и обувь в обычных небрендовых магазинах (58% опрошенных) и заказывают их на маркетплейсах, например, Wildberries (57%). Меньшее число респондентов (36%) покупают вещи в офлайн-магазинах крупных международных брендов, 29% — в офлайн-магазинах российских марок, 26% — на рынке, 22% — в офлайн-магазинах небольших специализированных иностранных брендов. Совершают покупки в интернет-магазинах крупных международных брендов 18%, в интернет-магазинах российских марок — 13%, в секонд-хендах — 11%, в шоурумах — 10%.
Заметим, что женщины чаще для покупки одежды выбирают маркетплейсы (63% против 50% мужчин), офлайн-магазины крупных международных брендов (39% против 32% соответственно) и шоурумы (13% против 6%). Мужчины же чаще женщин приобретают вещи на рынке (30% против 23% соответственно).
Россияне стали больше обращать внимания на отечественные бренды
Абсолютное большинство респондентов (76%) обычно предпочитают покупать одежду и обувь зарубежных производителей. Выбирают вещи российских марок несколько меньшее число опрошенных — 56%.
В целом уход зарубежных брендов одежды и обуви с отечественного рынка повлиял на потребительское поведение 51% участников опроса. Причем чаще всего так отвечали молодые люди 18-30 лет, опрошенные с доходом более 40 тысяч рублей на одного члена семьи и жители городов-миллионников.
Мы также выяснили, как изменятся стратегии покупки вещей из-за ухода зарубежных брендов. Среди тех, для кого их отсутствие стало ощутимо, 55% планируют обращаться к отечественным маркам, 50% — к оставшимся в России зарубежным производителям. Менее трети (28%) сообщили, что предпочтут аккуратно носить имеющиеся вещи, 23% откажутся от покупки одежды и обуви на некоторое время, а 12% будут обходными путями покупать вещи привычных зарубежных брендов.
Стоит заметить, женщины чаще отвечали, что обратят внимание на российские и оставшиеся зарубежные марки, а также будут носить вещи, которые у них есть. Мужчины же чаще не готовы отказываться от любимых брендов и планируют покупать их всевозможными способами.
Как россияне характеризуют российские марки одежды и обуви
Абсолютное большинство опрошенных россиян (87%) когда-либо приобретали одежду или обувь отечественных марок. Чаще всего они покупали вещи российских брендов в торговых центрах — 51% респондентов. Также 45% совершали покупку в обычных небрендовых магазинах, 44% — на маркетплейсах, 26% — в офлайн-магазинах небольших специализированных брендов, 23% — на рынке, 16% — в крупных мультибрендовых офлайн-магазинах, 15% — в интернет-магазинах отечественных марок.
Если говорить о том, одежду каких российских брендов покупают, то наибольшей популярностью в стране пользуется бренд «ТВОЕ» — вещи этой марки приобретали 27% потребителей. Также 24% покупали одежду марки Gloria Jeans, 5% — O'STIN, еще 5% выбирали ивановский трикотаж, а 3% — одежду бренда ZARINA. Что касается отечественных марок обуви, то наибольшим спросом пользуются товары брендов «Юничел» (10%), RALF RINGER (7%), Kari (5%), ZENDEN и «Котофей» (по 4%).
Далее мы попросили респондентов выбрать среди положительных и отрицательных определений те, которые лучше всего характеризуют одежду и обувь отечественного производства. В целом россияне чаще всего считают вещи российских марок доступными по цене (60%). Также 42% назвали их качественными, 39% — удобными, 23% — современными, 21% — красивыми, а 20% — однотипными.
Смогут ли отечественные марки заменить зарубежные?
Заметим, что, по мнению большинства опрошенных (68%), российские марки одежды и обуви смогут заменить зарубежные бренды, ушедшие с отечественного рынка. Однако уверены в этом всего 21%. Кроме того, данные заметно отличаются в разрезе дохода респондентов. Так, если среди опрошенных с доходом до 20 тысяч рублей на одного члена семьи 74% считают, что российские бренды смогут заменить зарубежные. То среди респондентов с доходом более 70 тысяч рублей с ними согласны только 57%.
Мы также отдельно спросили тех, кто отрицает, что российские бренды смогут занять место иностранных, почему они так думают. Среди ответов на открытый вопрос чаще всего встречалось мнение, что российским маркам не хватает разнообразия в моделях одежды, соответствия трендам и что качество товаров не дотягивает до вещей зарубежных производителей того же ценового сегмента. Кроме того, многие думают, что в России используются устаревшие технологии пошива, а также не хватает собственного качественного сырья. Далее приведем некоторые из ответов.
Санкт-Петербург, 31 год
Слишком узконаправленный дизайн у отечественной одежды
Екатеринбург, 51 год
Ткани, фурнитура, нитки — практически любой материал поставляется из-за рубежа.
Если и есть качественный российский бренд, то безумно дорогой!!!
Челябинск, 23 года
Обычную повседневную одежду может и смогут заменить, но не профессиональную, так как основные разработки и нововведения в этой отрасли происходили не в РФ.
Москва, 30 лет
Не смогут соответствовать современным трендам, нестандартным решениям в молодёжной моде, определённой дерзости в принтах.
Архангельск, 28 лет
Часть рынка смогут заменить, но не полностью.
Всегда есть проблема с размерами, очень маленький диапазон, а в России люди разных комплекций. Зарубежные марки чаще учитывают физические особенности людей. Для меня это важно.
Санкт-Петербург, 24 года
Огромные проблемы с трендовой одеждой в таких стилях, как андеграунд, стрит-стайл.
Красноярск, 37 лет
Потребность в марках одежды, которые говорят о респектабельности человека, будет сохранятся. Такие бренды, как «Шанель», «Гуччи», «Москино»… Те люди, которые привыкли иметь эти бренды в своем гардеробе, привыкли к их качеству и стилю, вряд ли захотят заменить их даже чем-то подобным. Ведь это не так престижно для них.
Москва, 38 лет
Низкое качество пошива, нет современных дизайнеров, отсутствие своих производств на территории России, высокая цена изделий при не очень высоком качестве продукции. Нет своего лица, вся продукция полностью скопирована с известных брендов.
Тюмень, 32 года
Если при наличии конкуренции они не выпускали конкурентную продукцию, то при нынешних условиях делать лучше не будет мотивации.
Санкт-Петербург, 53 года
Обувь у нас неудобная, а одежда хорошая.
Выборка исследования
С 6 по 7 апреля с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1800 потребителей одежды и обуви старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.