Без «Икеи» и «Макдональдса». Каких зарубежных брендов россиянам будет не хватать
В целом россияне не сильно обеспокоены уходом зарубежных брендов с отечественного рынка. Однако закрытие некоторых компаний они все же восприняли болезненно. Рассказываем, каких брендов больше всего будет не хватать нашим соотечественникам и как изменения на рынке скажутся на их потребительском поведении.
Абсолютному большинству опрошенных (99%) известно, что сегодня многие зарубежные компании приостанавливают свою деятельность в России или вовсе уходят с отечественного рынка. При этом более трети респондентов (36%) признались, что активно следят за этой ситуацией, 47% — время от времени, еще 11% — редко. А совсем не интересуются изменениями на российском рынке 6% опрошенных.
С электроникой сложновато
В целом россияне не очень обеспокоены уходом компаний с отечественного рынка: уровень своих переживаний по этому поводу они оценивают на 5,3 балла из 10 возможных. Однако стоит заметить, что средний балл выше среди опрошенных 18-30 лет (5,8, в то время как среди людей старше 55 лет — 5,0). Также эта ситуация сильнее беспокоит жителей крупных городов.
Далее мы выяснили, уход каких компаний больше всего тревожит россиян. Если говорить в целом о сферах деятельности предприятий, то чаще всего называли платежные системы (48%), электронику (46%), программное обеспечение (44%), автомобили и их комплектующие (38%). Также 32% обеспокоены уходом производителей одежды и обуви, 29% — авиационной техники, 25% — продуктов питания, 22% — бытовой химии. По 21% указали сферы мебели и товаров для дома, косметики и парфюмерии, а 19% — техники и оборудования (например, компания Komatsu).
При этом отметим, что мужчин чаще беспокоит уход компаний, работающих в сфере электроники (48% против 43% женщин), автомобилей и комплектующих (43% против 34%). Женщины же, а также молодежь 18-30 лет, чаще указывали такие сферы деятельности, как одежда и обувь, продукты питания, мебель, косметика и парфюмерия.
Что касается конкретных компаний, уход которых россияне восприняли наиболее болезненно, то в первую очередь называли IKEA (22%), Microsoft (14%), McDonald's (13%) и Apple (11%). Также 8% обеспокоены уходом платежной системы Visa, по 6% — Coca-Cola, OBI и Boeing, по 5% — PayPal и Samsung.
Есть ли альтернатива?
Большинство опрошенных (65%) считают, что уход зарубежных компаний с российского рынка скажется на их потребительских практиках. Причем чаще так отвечала молодежь 18-30 лет (70% против 57% респондентов старше 55 лет). Также 29% уже испытали некоторые трудности при потреблении товаров и услуг ушедших брендов: 16% — лишь однажды, и 13% сталкивались неоднократно.
Согласно опросу, 80% россиян взамен ушедшим компаниям начнут пользоваться продуктами других производителей — российских или зарубежных, которые остались на отечественном рынке. Четверть опрошенных (24%) планируют пользоваться подделками и копиями зарубежных товаров, 15% будут искать оригинальный товар альтернативными методами, например, приобретать его за границей. Также 13% уже запаслись продуктами компаний, покидающих российский рынок, или планируют это сделать в ближайшее время.
Что важно, по мнению 85% респондентов, прекращение работы зарубежных компаний поспособствует развитию отечественного бизнеса. Если говорить о сферах деятельности компаний, способных быть достойной альтернативой зарубежным брендам, то чаще всего отмечали сферу общественного питания (77%), продуктов (71%), мебели (69%) и бытовой химии (68%). Также 65% считают, что альтернатива зарубежным компаниям есть в сфере строительства и ремонта, 59% — одежды и обуви, 57% — образования, и 54% — логистики. Реже всего называли такие сферы, как электроника (26%), автомобили (25%) и программное обеспечение (20%).
Отметим, что, по мнению 86% респондентов, зарубежные компании, прекратившие сотрудничество с российским рынком, вернутся в будущем. При этом 6% в таком случае не будут пользоваться их товарами и услугами, 21% готовы вновь стать их клиентами, а 73% — только если за время отсутствия брендов не найдут достойную альтернативу.
Выборка исследования
10 марта с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1800 россиян старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.