Как компании чувствуют себя в условиях санкций? Опрос руководителей
За последнюю неделю многие предприятия столкнулись с проблемами из-за санкций против России. В каком состоянии сегодня находится российский бизнес, а также планируют ли компании снижать зарплаты и сокращать расходы на рекламу — в новом исследовании «Анкетолога».
Мы опросили руководителей компаний, а также менеджеров высшего и среднего звена. Согласно полученным данным, в настоящий момент они оценивают общее состояние своей организации в среднем на 6,5 балла из 10 возможных. При этом чем крупнее компания, тем выше оценку ставили ее представители: 7,6 балла среди руководящих лиц в организациях с более 500 сотрудников против 5,5 балла среди представителей предприятий, в которых работает до 10 человек.
В целом более половины опрошенных (59%) ответили, что их компания столкнулась с какими-либо трудностями за последнюю неделю. Чаще всего они сообщали о резком росте цен на товары и услуги у поставщиков — 64% респондентов. Также 51% жалуются на перебои с поставками товаров, 49% — на финансовые проблемы из-за колебания курсов валют, 42% — общее снижение доходов компании, 40% — уменьшение или отсутствие новых заказов. Еще 40% столкнулись с общим увеличением расходов предприятия, а 39% — уменьшением числа действующих клиентов.
Заметим, что респонденты довольно сильно боятся скачка цен на товары или услуги у поставщиков в ближайшем будущем — интенсивность тревоги по этому поводу они оценили в среднем на 6,9 балла из 10. В меньшей степени боятся падения выручки и изменения условий работы с поставщиками или клиентами (по 6,5 балла), нарушения действующих цепочек поставок (5,9 балла). Опасаются за сохранность капитала компании в среднем на 5,8 балла, боятся трудностей с получением или приемом платежей на 5,7 балла, потери клиентов — на 5,6 балла, банкротства — на 4,7 балла.
Будут ли компании сокращать бюджет на маркетинг
Более половины опрошенных руководителей (52%) сказали, что в настоящий момент затраты на рекламу и продвижение в их компании остались без изменений. При этом 24% ответили, что их организация сократила расходы на маркетинг. Столько же респондентов (24%), напротив, сообщили об увеличении затрат.
Что касается планирования бюджета на рекламу в будущем, то большая часть опрошенных (45%) также ответили, что планируют оставить его прежним. Однако в компаниях 31% представителей расходы на маркетинг собираются снизить. Об увеличении бюджета сообщили снова 24%.
Мы также спросили руководителей, в предприятиях которых используют те или иные маркетинговые инструменты, как они планируют работать с ними дальше. В большинстве случаев компании собираются использовать их в той же мере, что и ранее. Причем чаще всего так говорили о email- и СМС-рассылках — 61% опрошенных, в чьих компаниях применяют такой способ продвижения. Несколько реже — о наружной рекламе (59%), баннерной рекламе на конкретных сайтах и рекламе в печатных СМИ (по 58%).
Если говорить об инструментах, использование которых планируют сократить, то чаще всего называли контекстную и баннерную рекламу в Google (32%), рекламу в иностранных соцсетях, в том числе Facebook* и Instagram* (29%), SEO-продвижение в Google и рекламу на ТВ или радио (по 27%).
Среди же инструментов, которые, напротив, планируют использовать в большей степени, часто называли рекламу в российских соцсетях, таких, как «ВКонтакте» и «Одноклассники» (30%), холодные звонки или обзвон ботами (28%), рекламу в мессенджерах (27%), а также email- или СМС-рассылки, SEO-продвижение в «Яндексе» и SMM-продвижение в соцсетях (по 24%).
Что станет с сотрудниками?
Мы также узнали, как изменится кадровая политика компаний в течение ближайшего месяца. Так, большинство руководящих лиц (67%) ответили, что их предприятие не планирует ни сокращение, ни наём сотрудников. При этом собираются нанимать людей в компаниях 14% респондентов, увольнять — 12%. Еще 5% сообщили, что хотят сократить одни категории сотрудников и нанять другие.
Отметим, что лишь 10% опрошенных признались: в их организации планируют снижение зарплат. Большинство (71%) ответили, что делать этого не собираются, еще 19% респондентов затруднились ответить. В то же время 12% сказали, что в их компании будут повышать оплату труда, а 20% — что планируют выплату премий.
* соцсети Facebook и Instagram признаны экстремистскими, запрещены в России.
Выборка исследования
С 4 по 9 марта с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1100 занятых россиян, занимающих руководящие должности. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.