27% россиян начали запасать продукты и товары первой необходимости
Большинство опрошенных в течение последней недели замечали подорожание или отсутствие товаров в магазинах. Что именно им сложнее было купить и как изменилось их потребительское поведение в условиях западных санкций — в новом исследовании «Анкетолога».
Абсолютное большинство опрошенных россиян (95%) в течение последней недели покупали продукты питания, значительно меньше респондентов (58%) — хозяйственные товары и предметы гигиены, 48% — фармацевтические товары, 37% — зоотовары. Около трети (32%) приобретали косметику и парфюмерию, тоже 32% — табачную продукцию, 28% — одежду, и 23% — товары для дома. При этом 25% признались: на их решение купить тот или иной товар повлияла информация о падении рубля и санкциях против России со стороны зарубежных стран.
Далее мы узнали, каким способом россияне совершали покупки в течение последних дней. Так, половина опрошенных (51%) делали это как офлайн, так и онлайн, 42% — только офлайн, 7% — только через интернет. Стоит сказать, что респонденты, совершавшие покупки офлайн, в последние дни чаще расплачивались наличными: если обычно выбирали такой способ оплаты 36%, то в течение последней недели — 40%. Также респонденты стали реже расплачиваться дебетовой картой с помощью сервисов Apple Pay или Google Pay (21% против 18% соответственно).
Недоступности каких товаров больше всего опасаются россияне?
В целом 80% россиян в течение последней недели замечали подорожание или же отсутствие каких-либо товаров. Чаще всего респонденты отмечали проблемы с покупкой продуктов питания (64%), электроники (43%), крупной и мелкой бытовой техники (34% и 33% соответственно). Более четверти (28%) заметили подорожание или отсутствие фармацевтических товаров, 24% — хозтоваров и предметов гигиены, по 23% — одежды, средств передвижения и товаров для ремонта.
Также 84% опрошенных боятся недоступности каких-либо товаров из-за роста цен или дефицита. Большинство (65%) опасаются проблем с покупкой продуктов питания, несколько меньше опрошенных (41%) — фармацевтических товаров. Недоступности хозтоваров и предметов личной гигиены боится каждый четвертый (25%), одежды — 24%, обуви и электроники — по 23%, крупной бытовой техники — 21%.
Ожидаемо, что боятся недоступности продуктов питания чаще всего жители малых населенных пунктов и опрошенные с ежемесячным личным доходом менее 20 000 рублей. При этом респонденты с доходом более 70 000 рублей и жители Москвы и Санкт-Петербурга чаще вовсе не думают, что с покупкой каких-либо товаров могут быть проблемы. Также этот показатель выше среди мужчин и людей старше 55 лет.
Какими товарами запасаются
Далее мы узнали, делали ли россияне запасы товаров повседнего спроса в течение последней недели. Большая часть (40%) ответили, что не видят в этом необходимости, 24% не задумывались об этом. Однако еще 24% признались, что запаслись небольшим количеством товаров в течение последних дней, 3% — большим объемом товаров, а 9% делали запасы ранее.
Самая частая причина, по которой россияне делали запасы в последние дни, — опасения роста цен (61%). Более половины (52%) стараются всегда иметь некоторый запас нужных товаров, 42% опасаются их дефицита, и 27% боятся проблем с личным доходом.
Что касается конкретных товаров, которым запасались россияне в течение последней недели, 73% покупали крупы, 67% — макаронные изделия, 56% — чай и кофе, 50% — сахар и соль. Также 41% запасают мясо и птицу для заморозки, 39% — растительные масла, соусы и приправы, 34% — средства для стирки и бытовую химию, еще 34% — фармацевтические товары.
Выборка исследования
С 3 по 4 марта с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1800 россиян старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.