Дешево, но не сердито? Как покупатели оценивают продуктовые дискаунтеры
Большинство россиян хотя бы иногда совершают покупки в продуктовых дискаунтерах, при этом мало кому комфортно в магазинах такого формата. Что, кроме красивых ценников, приводит российского потребителя в бюджетные маркеты, какие дискаунтеры они готовы посоветовать другим и сколько денег в них тратят за одну покупку — разбираемся в новом исследовании.
Четверть опрошенных россиян (27%) склоняются к тому, что в нашей стране не существует продуктовых магазинов с действительно низкими ценами (ниже средних рыночных), 9% в этом уверены. Большинство же (64%) считает, что такие маркеты все-таки есть.
В целом три четверти (74%) российских потребителей хотя бы иногда совершают покупки в продуктовых дискаунтерах: 3% — практически ежедневно, 7% — пару раз в неделю, 12% — еженедельно, 16% — дважды-трижды в месяц, а 36% — раз в месяц и реже. Причем в небольших городах, с численностью населения до 100 тысяч человек, бюджетные супермаркеты посещают 88% населения, а в мегаполисах — всего 68%.
Большинство (62%) привлекают в дискаунтерах цены, также 59% посещают их, поскольку не видят смысла покупать в обычных магазинах те же товары по более высокой стоимости, 29% радуют крупные скидки, 22% ответили, что бюджетный маркет находится рядом с домом. Кроме того, 16% нравится отсутствие рекламы в дискаунтерах, 14% идут в такой магазин, если не могут найти нужный товар в супермаркете у дома, 8% отмечают, что в дискаунтерах мала вероятность купить что-то ненужное, так же 8% не могут позволить себе покупку в обычных магазинах.
Несмотря на преимущества продуктовых дискаунтеров, четверть россиян (26%) обходят их стороной. Для 46% просто неудобно местоположение таких маркетов. Однако 42% опасаются приобрести бракованный или просроченный товар, 22% находят дискаунтеры недостаточно чистыми, 20% неприятна атмосфера в помещениях. Также 20% предпочитают магазины другого формата, 15% недовольны уровнем обслуживания.
В дискаунтер на такси
Согласно нашему опросу, наиболее покупаемые продукты в дискаунтере — макароны (55%), чай или кофе (52%), крупы и кондитерские изделия (по 49%). В непродовольственной продукции самые востребованные товары — бытовая химия (84%), гигиенические средства (56%) и канцелярия (33%).
В целом большинство потребителей (96%) покупают товары в дискаунтерах для себя, 15% — для родственников, 7% — для друзей, 4% — коллег, а по 2% — для нуждающихся и благотворительных организаций. При этом чаще всего за один поход в дискаунтер потребитель тратит 500-1000 рублей (39%) и 1000-2500 рублей (32%). Более 5000 рублей готовы потратить только 2% опрошенных.
Бюджетные ритейлеры, как правило, базируются дальше, чем привычный маркет у дома. Так, 54% потребителей дискаунтеров добираются до магазина на личном транспортном средстве, 21% используют общественный транспорт, 7% ради выгодной покупки едут даже с пересадками, а 5% вовсе заказывают такси. Однако 44% потребителей все же добираются до магазина пешком. Причем 49% среди них готовы потратить на прогулку до 15 минут, 39% — до получаса и только 9% — до 45 минут.
Как россияне оценивают дискаунтеры
Самый посещаемый российский дискаунтер — «Светофор», хотя бы раз приобретали в нем товары 76% потребителей. Также многие респонденты покупали продукты в магазинах FixPrice (64%), «Верный» и «Монетка» (по 20%), «Маяк» (15%), «Доброцен» (11%), «Да!» (8%), «Победа» (7%), «Хороший» и «Батон» (по 4%). При этом половина потребителей (53%) готовы рекомендовать знакомым «Светофор». Почти такой же показатель у FixPrice (52%), 13% потребителей посоветовали бы дискаунтер «Верный», 12% — «Монетка», 10% — «Маяк», 7% — «Доброцен», 6% — «Да!», 5% — «Победа», по 3% — «ХлебСоль» и «Хороший».
В целом потребители оценивают отечественные дискаунтеры на 5,4 балла из 10 возможных. Этот показатель складывается из нескольких критериев. Так, выше всего респонденты оценили стоимость товаров в дискаунтерах — на 6,6 балла. Относительно высокую оценку получили и такие критерии, как широта ассортимента и уровень обслуживания (по 5,7 балла). Гораздо менее опрошенные довольны атмосферой внутри магазина (4,8 балла), расположением полок и товаров (5 баллов). Качество продукции они оценили на 5,6 балла.
Заметим, что наиболее высоко оценивают маркет «Да!» — средняя оценка его потребителей составила 6,9 балла. Чуть менее довольны покупатели дискаунтеров «Верный» (6,5 балла), «Монетка» (6,4), «Светофор», «Фикспрайс» и «Доброцен» (по 6,3 балла).
Выборка исследования
С 18 по 20 августа с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1800 человек старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.