Еженедельный мониторинг потребительского поведения россиян
«Анкетолог» продолжает наблюдать за ситуацией в потребительском секторе в условиях пандемии и самоизоляции.
Товары
На прошлой неделе трети россиян (34%) было трудно купить некоторые продукты из-за их отсутствия в магазинах или завышенных цен. В исследовании от 27 апреля на это жаловалось больше опрошенных — 39%. Сложнее всего было купить по-прежнему овощи и фрукты — 12% отметили это против 15% неделю назад. Также 8% столкнулись с проблемами при покупке мяса и птицы (7% неделю назад), по 6% — при покупке сыра, молочных продуктов (по 6% неделю назад), яиц и круп (по 8% неделю назад).
Стоит отметить, что во многих регионах ситуация с покупкой продуктов приблизилась к положению до режима самоизоляции или даже стала лучше. Например, на прошлой неделе 74% жителей Приволжского ФО ответили, что не сталкивались с проблемами при покупке необходимых товаров, а в нашем первом исследовании от 20 марта этот показатель составлял 70%. Похожая ситуация наблюдается в Центральном ФО — 72% без проблем приобретали продукты против 69% в первом исследовании. Наиболее напряженной ситуация пока остается в Северо-Кавказском и Южном ФО — 58 и 65% соответственно не испытывали сложности при покупке товаров, в исследовании от 20 марта так ответили 78 и 79%.
Все проще россиянам приобрести некоторые гигиенические товары и средства индивидуальной защиты — 32% опрошенных не испытывали сложностей с этим. В опросе от 27 апреля так ответили 29%, от 20 апреля — 23%, от 13 апреля — 21%. Среди тех, кто сталкивался с проблемами при покупке этих групп товаров, 35% было сложно купить медицинские маски (40% неделю назад), 17% – антисептики для рук (21% неделю назад), 6% – антибактериальные салфетки (9% неделю назад).
Услуги
На прошлой неделе 23% опрошенных пользовались услугами почтовых отделений, этот показатель практически не изменился с предыдущего исследования (24%). Также 21% респондентов заказывали еду на дом (против 23% неделю назад), 9% пользовались услугами медицинских центров (против 8%), 7% — услугами салонов красоты (против 5%), 4% — общественного питания (также 4% в прошлом исследовании).
Кроме того, за прошедшую неделю не изменилась посещаемость общественных мест. Так, 20% опрошенных посещали банки, 16% — торговые центры, 5% — государственные учреждения.
Россияне все чаще предпочитают передвигаться пешком — этот показатель составил 71%, в исследованиях от 27 и 20 апреля — по 69%, в исследовании от 13 апреля — 67%. Также 44% опрошенных используют личный транспорт (против 43% неделю назад), 17% передвигаются на такси (13% неделю назад). Количество пользователей общественного транспорта с предыдущего исследования не изменилось и составляет 22%.
Отметим, что продолжает уменьшаться число тех, кому приходится отменять личные или рабочие поездки — в целом 23% отказались от них на прошлой неделе. В исследовании от 27 апреля поездки сорвались у 27% россиян, от 20 апреля — у 31%.
Выборка исследования
С 29 по 30 апреля с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1600 респондентов. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.