«Такси, вези»: каким требованиям должны соответствовать водители и автомобили
В Москве и Московской области заработала система мониторинга такси. Теперь водители таксопарков должны пройти в ней регистрацию, чтобы фиксировать данные о своем медицинском состоянии и техосмотре автомобиля. Мы спросили у россиян, как часто и в каких случаях они ездят на такси, высоко ли оценивают безопасность таких поездок и как относятся к усилению контроля за водителями.
Согласно исследованию, большинство россиян (73%) пользовались услугами такси в течение последних трех месяцев. Из них 64% обычно заказывают машину 2-3 раза в месяц и реже, 17% — раз в неделю, 15% — 2-3 раза в неделю и 4% — ежедневно. Более половины пассажиров такси (53%) обращаются к услуге ночью, когда не работает общественный транспорт, 51% — если сложно добраться другими способами, 50% — в случае спешки. Также 45% едут на такси в аэропорт или на вокзал, а 40% — когда не могут иначе перевезти тяжелые сумки.
Заметим, что три четверти пассажиров такси (76%) предпочитают вызывать машину через мобильное приложение. Почти половина (48%) звонят оператору, 12% оставляют заказ на официальном сайте. Кроме того, по 4% ищут стоянку такси и «ловят» его на улице, 3% отправляют СМС-сообщение оператору, а 2% пользуются голосовым помощником. При этом чем моложе респонденты, тем чаще они предпочитают заказывать такси через приложение и реже звонят оператору.
Водитель должен молчать?
Несмотря на удобство такси в некоторых ситуациях, пассажиры нередко сталкиваются с неприятными моментами во время поездки. Так 39% приходилось долго ждать назначения машины, 22% остались недовольны опасной манерой вождения, 21% — водителем, отвлекающимся на смартфон, по 20% — завышенными ценами и подачей машины в неудобном месте. Также 15% ехали с водителем, который нарушал ПДД, а по 14% попадали в ситуации, когда водитель плохо ориентировался в городе или у него отсутствовала сдача.
Для некоторых пассажиров такси (22%) негативные обстоятельства оборачивались конфликтом с водителем, причем с женщинами это случалось чаще, чем с мужчинами (26% и 17% соответственно). Более половины пассажиров (58%) в такой ситуации делали замечание водителю, причем среди них только 26% удавалось решить проблему. Также 43% звонили в службу поддержки, 26% прерывали поездку и только 12% избегали конфликта.
Стоит отметить, большинство российских пассажиров такси (63%) предпочитают, чтобы водитель молчал во время поездки, 16% — чтобы разговаривал и поддерживал беседу. Еще 21% опрошенных оценят разговорчивость водителя в зависимости от настроения.
Мы также спросили, как респонденты относятся к ситуациям, когда в такси работают водители с ограниченными возможностями здоровья. Так, большая часть (54%) воспринимают это нейтрально, 27% — положительно, а отрицательно — 19%. При этом подавляющее большинство опрошенных (84%) считают, что таксопарки должны предупреждать об инвалидности водителя при назначении машины.
Какие сервисы такси выбирают россияне
Если говорить о требованиях россиян к такси, то для большинства клиентов (66%) прежде всего важна цена поездки. Гораздо меньше опрошенных (по 37%) отмечают поведение водителя, его профессиональные навыки и техническую исправность автомобиля. Для 34% важна длительность подачи такси, для 31% — скорость прибытия водителя. Кроме того, 29% ценят комфорт в салоне, 24% — вариативность оплаты, а 22% — возможность предварительного заказа на определенное время.
Абсолютное большинство пользователей (83%) хотя бы иногда заказывают «Яндекс.Такси». Вдвое меньше (40%) — Uber, 31% — «Ситимобил», 21% — Maxim. Также 20% пользуются услугой местных операторов, 10% — Rutaxi («Везёт»), 9% — Gett, 7% — DiDi, 6% — «Лидер» и 5% — «Поехали!».
При этом более половины респондентов (56%) отдают предпочтение «Яндекс.Такси», гораздо меньше (10%) — Uber, по 8% — местным операторам и «Ситимобил», 6% выбирают Maxim, 2% — Rutaxi («Везёт») и всего по 1% опрошенных — «Лидер», DiDi и Gett.
Нужна ли система мониторинга такси?
Абсолютное большинство опрошенных (84%) положительно бы отнеслись к системе мониторинга такси, также 84% согласны, что она будет эффективна в борьбе с нарушениями правил перевозки пассажиров. При этом 42% респондентов считают, что эта система должна быть введена в крупных регионах (например, Московская область, Ленинградская область), 35% — во всех регионах страны, 31% — в крупных городах и 28% — только в туристических городах.
В среднем россияне оценивают безопасность поездок на такси в своем городе на 7,7 балла из 10 возможных. Наиболее высокие оценки поставили жители Приволжского, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов — по 7,8 балла. Наименьший балл получил Сибирский ФО — 7,5.
Выборка исследования
С 7 по 8 сентября с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1600 граждан РФ старше 18 лет, пользующихся такси в течение последних трех месяцев. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.