На хлеб и интернет. «Зумеры» рассказали, на что обычно тратят деньги
Самая распространенная статья расходов поколения Z — оплата мобильной связи и интернета. На втором месте — товары повседневного спроса. Куда еще молодежь тратит личные средства, какие продукты чаще всего покупает и что делает со свободными деньгами — в новом исследовании «Анкетолога».
В исследовании приняли участие россияне 1995-2007 гг. рождения, совершающие покупки самостоятельно. Согласно опросу, чаще всего они тратят свои личные денежные средства на оплату сотовой связи и интернета — так ответили 73% опрошенных. Чуть меньшее число респондентов (72%) покупают товары повседневного спроса, 64% оплачивают проезд, 56% приобретают одежду, 51% платят за коммунальные услуги. В десятку распространенных трат вошли также оплата постоянных увлечений, например, бассейна (30%), налоги (28%), оплата подписок на интернет-сервисы, платежи по кредитам или страховке (по 27%) и оплата аренды жилья (24%).
Какие товары повседневного спроса покупают «зумеры»
Среди категорий товаров, которые респонденты покупают практически ежедневно, абсолютное большинство (90%) назвали продукты питания. Гораздо меньше опрошенных регулярно приобретают предметы личной гигиены (39%), готовую еду (36%), товары по уходу за домом и для домашних питомцев (по 29%) и табачную продукцию (23%).
Если говорить о конкретных товарах, то наибольшим спросом пользуются хлеб и хлебобулочные изделия — почти каждый день их покупают 78% респондентов. Помимо этого, 69% опрошенных регулярно берут молоко и молочную продукцию, 58% — овощи, 55% — сладости, 54% — фрукты, 49% — мясо, 48% — яйца. В первую десятку вошли и такие товары, как макаронные изделия (43%), холодные безалкогольные напитки (38%), крупы и злаки (36%).
Заметим, что 42% опрошенных предпочитают покупать товары повседневного спроса онлайн, и чаще так отвечали девушки и жители городов-миллионеров. Офлайн это делают в целом 84% респондентов. При этом прежде чем совершать покупки, большинство «зетов» (75%) хотя бы частично планируют, что именно они приобретут: 16% четко следуют этому списку, еще 59% могут корректировать его в процессе. Также 20% обычно покупают только то, что необходимо в настоящий момент, и лишь 4% — что приглянулось.
Стоит отметить, что большинство «зумеров» (70%) чаще всего узнают о новых товарах повседневного спроса из интернета. Меньшее число респондентов (63%) — во время просмотра ассортимента магазина. Для 49% основной источник информации о новых товарах — это реклама, для 48% — друзья или знакомые, и только для 33% — родственники.
На что молодежь тратит свободные деньги
В целом у 85% опрошенных остаются свободные денежные средства после основных ежемесячных трат: у 30% — практически всегда, у 29% — время от времени, 26% — крайне редко. Среди них большая часть (41%) около половины свободных средств расходуют, другую половину — откладывают. Еще 31% откладывают почти все оставшиеся деньги, а полностью их тратят обычно 28% респондентов.
Основная причина, по которой респонденты откладывают средства, — создание финансовой подушки безопасности, так ответили 57% опрошенных, которые делают накопления. Также по 37% копят на какую-либо крупную покупку и путешествия, 22% — на образование, 16% — на ремонт, 15% — на лечение, а 8% — на открытие бизнеса.
Что касается того, на что «зумеры» тратят свободные средства, то почти половина (49%) назвали одежду и обувь, 40% — фастфуд и сладкие перекусы, 38% — косметику и уходовые средства, еще 38% — развлечения. В десятку популярных статей расходов вошли также уход за собой, например, массаж или спортзал (36%), хобби (36%), подарки близким (34%), передвижение по городу (27%), книги или канцтовары (25%) и качественная, полезная еда (21%).
Стоит отметить, что 39% опрошенных меньше всего хотят экономить на одежде и обуви. Также 38% не хотели бы ограничивать себя в покупке качественной еды, 35% — в уходе за собой, 31% — тратах на комфортное жилье, 29% — в покупке косметических и уходовых средств. Реже называли подарки близким (27%), хобби (26%), путешествия (25%), развлечения, фастфуд (по 23%) и другие траты.
Выборка исследования
С 25 января по 4 февраля с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1500 человек 1995-2007 гг. рождения. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.