Ритейл 07 мая 2022

Какая уходовая косметика лучше: отечественная или зарубежная? Мнение потребителей

В связи с уходом зарубежных брендов большинство опрошенных ожидают развития отечественного рынка уходовой косметики. Мы узнали, на что россияне обращают внимание при покупке косметических средств, каким торговым маркам отдают предпочтение и может ли, по их мнению, российская уходовая косметика стать достойной альтернативой зарубежной продукции.

 

 

В исследовании участвовали потребители уходовой косметики. При анализе ответов на открытый вопрос мы выяснили, что 45% респондентов регулярно покупают крем для лица, 20% — крем для рук, 18% — мицеллярную воду. Тоник для лица приобретают 10%, пенку — 8%, крем для зоны вокруг глаз и скраб для тела — по 6%. Также по 5% пользуются гелем для умывания, сывороткой и масками для лица.

Чаще всего потребители покупают косметику марки «Чистая линия» — при ответе на открытый вопрос ее указали 22% респондентов. Вдвое меньше опрошенных (по 11%) отдают предпочтение брендам Garnier и L’Oréal, 10% — торговой марке «Черный жемчуг», 7% — Yves Rocher. По 5% назвали производителей Natura Siberica и Oriflame, 4% — «Невская косметика», по 3% — Faberlic, La Roche-Posay, VICHY и AVON.

 

Как выбирают уходовую косметику и по каким ценам берут

При выборе уходовой косметики потребители чаще всего учитывают стоимость продукции (66% респондентов), предыдущий опыт использования (59%), натуральность (55%) и эффективность (53%) средства. Около половины (45%) обращают внимание на гипоаллергенность, 42% — ненавязчивость аромата, 36% — торговую марку. Для 29% важно соответствие косметического средства заявленным функциям, 28% — простота его использования, и 25% — отсутствие эффекта пленки при нанесении на тело.

Заметим, что чем старше опрошенные, тем чаще при выборе уходовой косметики они учитывают предыдущий опыт использования (53% молодежи 18-30 лет против 64% респондентов старше 55 лет), натуральность средства (45% против 66%) и легкость аромата (38% против 44%). Для молодых людей 18-30 лет в большей мере важно, чтобы после использования средства не оставалось эффекта пленки (29% против 23% респондентов старше 55 лет) и чтобы оно соответствовало заявленным функциям (35% против 25%).

Что касается цен уходовой косметики, большая часть потребителей (51%) обычно выбирают средства стоимостью от 251 до 500 рублей, 32% — от 501 до 750 рублей, 28% — от 101 до 250 рублей. Продукцию по цене от 751 до 1 000 рублей покупают 27%, от 1 001 до 1 500 рублей — 17%, от 1 501 до 2 000 рублей — 11%. Также 10% обычно тратят на одно средство до 100 рублей, и тоже 10% — более 2 000 рублей.

 

Как изменились поведение потребителей после ухода зарубежных брендов

В целом 71% потребителей отметили, что уход международных брендов с российского рынка сказался на их практиках покупки уходовой косметики. Так, 21% стали приобретать подобные средства в меньшем количестве, 19% перешли на более дешевую продукцию, 18% — на аналоги привычных средств, и 9% начали делать запасы уходовой косметики.

При этом о сокращении покупки уходовых средств чаще всего говорила молодежь 18-30 лет (37% против 26% респондентов старше 55 лет). Опрошенные 55 лет чаще всего отмечали, что стали приобретать более дешевые продукты (32% против 27% опрошенных 18-30 лет). А о переходе на аналоги привычных уходовых средств сообщали в большей мере респонденты 31-45 лет (29% против 17% молодежи 18-30 лет).

Также важно сказать, что 92% опрошенных потребителей в последние полгода заметили рост цен на уходовую косметику. Кроме того, 61% в последние два месяца стали обращать большее внимание на бюджетные косметические бренды и, ожидаемо, чаще об этом говорили респонденты с более низким уровнем дохода — 67% опрошенных, имеющих доход до 20 000 рублей в месяц, против 52%, получающих более 70 000 рублей.

 

Какие отечественные марки уходовой косметики выбирают россияне

Согласно опросу, 78% потребителей в последние полгода покупали уходовую косметику российских производителей. Средства зарубежных марок приобретали 74% респондентов. При этом важно заметить, что в последние два месяца в целом 60% респондентов стали больше интересоваться уходовой косметикой российского производства.

Если говорить о самых востребованных российских марках уходовой косметики, 62% потребителей в последние полгода покупали средства бренда «Чистая линия». Значительно меньше опрошенных выбирали товары марки «Черный жемчуг», 23% — «Рецепты бабушки Агафьи», 22% — Natura Siberica, еще 22% — «Невская косметика». Также 19% отдавали предпочтение торговой марке «Сто рецептов красоты», 10% — Svoboda, по 6% — Organic Kitchen, Aravia и Planeta Organica.

Абсолютное большинство опрошенных (91%) доверяют качеству уходовых средств российского производства, при этом несколько чаще так отвечали респонденты старше 30 лет. Также 81% считают, что отечественная косметика является достойной альтернативой уходовым средствам зарубежных торговых марок. 

Стоит заметить, 68% респондентов считают, что российские и зарубежные бренды уходовой косметики выпускают примерно одинаковое количество эффективных средств. Однако еще 22% ответили, что действенных средств больше среди зарубежной косметики, и только 10% — что среди отечественной.

В целом же в связи с уходом зарубежных брендов 85% опрошенных потребителей ожидают развития российского рынка уходовой косметики.

 

Какие из перечисленных товаров Вы приобретали за последние полгода?
Множественный выбор
Уходовую косметику каких производителей Вы приобретали за последние полгода?
Множественный выбор, % потребителей уходовой косметики
Какие продукты уходовой косметики Вы приобретаете регулярно?
Открытый вопрос Представлены наиболее популярные варианты ответа
Как правило среди средств уходовой косметики Вы предпочитаете:
% потребителей уходовой косметики
Продукцию какой(-их) марки(-ок) уходовой косметики Вы приобретаете чаще остальных?
Открытый вопрос Представлены наиболее популярные варианты ответа
Стали ли Вы за последние 2 месяца обращать большее внимание (изучать ассортимент, приобретать на пробу и т. д.) на российские марки/бренды уходовой косметики?
% потребителей уходовой косметики
Российскую уходовую косметику каких марок Вы знаете?
Множественный выбор, % потребителей уходовой косметики Представлены наиболее популярные варианты ответа
Российскую уходовую косметику каких марок Вы приобретали за последние полгода?
Множественный выбор, % опрошенных, которые за последние полгода приобретали уходовую косметику российских производителей Представлены наиболее популярные варианты ответа
Доверяете ли Вы в целом (качеству продуктов, составу, условиям производства и т. п.) российским производителям уходовой косметики?
% потребителей уходовой косметики
Доверяете ли Вы в целом (качеству продуктов, составу, условиям производства и т. п.) российским производителям уходовой косметики?
Является ли, на Ваш взгляд, российская уходовая косметика достойной альтернативой зарубежным маркам/брендам?
% потребителей уходовой косметики
По Вашим личным ощущениям, среди каких марок/брендов больше эффективных средств: российских или зарубежных?
% потребителей уходовой косметики
Как часто Вы приобретаете те или иные продукты уходовой косметики?
% потребителей уходовой косметики
Характерно ли для Вас в целом приобретать уходовую косметику впрок (с запасом, на длительный срок)?
% потребителей уходовой косметики
Когда (по каким причинам) Вы обычно приобретаете для себя новую уходовую косметику?
Множественный выбор, % потребителей уходовой косметики
Приобретаете ли Вы уходовую косметику в подарок?
Множественный выбор, % потребителей уходовой косметики
Уходовую косметику в каких ценовых сегментах Вы приобретаете?
Множественный выбор, % потребителей уходовой косметики
На Ваш взгляд, цены на уходовую косметику за последние полгода:
% потребителей уходовой косметики
Стали ли Вы за последние 2 месяца обращать большее внимание (изучать ассортимент, приобретать на пробу и т. д.) на бюджетные марки/бренды уходовой косметики?
% потребителей уходовой косметики
Стали ли Вы за последние 2 месяца обращать большее внимание (изучать ассортимент, приобретать на пробу и т. д.) на бюджетные марки/бренды уходовой косметики?
Как правило, при покупке уходовой косметики Вы:
% потребителей уходовой косметики
Какие критерии выбора уходовой косметики наиболее важны для Вас?
Множественный выбор, % потребителей уходовой косметики Представлены наиболее популярные варианты ответа
Какие критерии выбора уходовой косметики наиболее важны для Вас?
Где Вы покупаете уходовую косметику?
Следите ли Вы за новинками в сфере уходовой косметики?
% потребителей уходовой косметики
Из каких источников Вы получаете информацию об уходовой косметике (об уже имеющейся на рынке или новинках)?
Множественный выбор, % потребителей уходовой косметики
Изменилась ли Ваша стратегия покупки уходовой косметики в связи с изменениями на рынке?
Множественный выбор, % потребителей уходовой косметики
Изменилась ли Ваша стратегия покупки уходовой косметики в связи с изменениями на рынке?
Ожидаете ли Вы развития российского рынка уходовой косметики в аспекте импортозамещения?
% потребителей уходовой косметики

 

Выборка исследования

С 5 по 6 мая с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1500 россиян старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.

Популярные материалы