Овсяное молоко, тофу и орехи. Какие вегетарианские продукты покупают в России
По каким причинам россияне покупают вегетарианские и веганские продукты, что именно кладут в свою потребительскую корзину и где совершают покупку — во фрагменте нового исследования потребительских предпочтений.
Среди опрошенных россиян, которые в течение последнего полгода покупали вегетарианские или веганские продукты, большинство (67%) обычно приобретают растительное молоко. Шоколад и сладости берут 59%, продукты на основе растительного молока — 57%, сыры или тофу— 55%. Веганские десерты приобретают 51%, хлеб и хлебобулочные изделия — 48%, полуфабрикаты и готовые блюда — 42%. Также в десятку наиболее покупаемых веганских и вегетарианских продуктов вошли колбасные изделия с заменой мясных ингредиентов (38%), бакалея и соусы (по 37%).
Если говорить именно о продуктах с заменой компонентов животного происхождения, 62% респондентов обычно покупают растительное молоко, по 45% — тофу и йогурты на растительном молоке. Также 42% приобретают веганские десерты, 41% — мармелад и желе, 32% — растительные и бобовые напитки. Соевое мясо потребляют 29%, полуфабрикаты из него, растительный сыр и сливки с заменой компонентов животного происхождения — по 28%.
Что касается видов растительного молока, чаще всего его потребители выбирают овсяное (71%), миндальное (63%) и кокосовое (61%). Значительно реже опрошенные покупают рисовое (38%), соевое (35%), гречневое (24%) и кедровое (18%) молоко.
Мы также спросили, какие неспециализированные продукты приобретают респонденты для вегетарианского и веганского рациона. Так, большинство (66%) обычно покупают свежие овощи и фрукты, 65% — орехи и семена, 60% — сушеные овощи и фрукты. Более половины (58%) приобретают хлеб и хлебцы, 54% — крупы и бобовые, 49% — мюсли и каши, 47% — муку и отруби. Шоколад потребляют 42%, хлебобулочные изделия — 41%, урбеч и ореховые пасты — тоже 41%.
Сколько россияне тратят на вегетарианские и веганские продукты
В целом 26% респондентов приобретают вегетарианские и веганские продукты 2-3 раза в месяц, 25% — раз в неделю, 23% — 2-3 раза в неделю. Также 12% покупают их раз в месяц, 8% — реже одного раза в месяц, и только 6% — практически ежедневно.
При этом большинство респондентов (67%) как правило берут веганские и вегетарианские продукты в обычных супермаркетах, вдвое меньше опрошенных (34%) — на маркетплейсах, 30% заказывают доставку в супермаркетах и гипермаркетах. Также 27% предпочитают интернет-магазины продуктов питания, 20% — специализированные онлайн-магазины для веганов и вегетарианцев, 17% заказывают такие продукты в сервисах доставки, 16% — в специализированных онлайн-магазинах, а 9% покупают их на рынках.
Что касается расходов на веганские и вегетарианские продукты, то у 31% уходит на них до 1000 рублей в месяц, у 22% — от 1001 до 2000 рублей, 17% — от 2001 до 3000 рублей. От 3001 до 5000 рублей в месяц тратят 15%, от 5001 до 7000 рублей — 8%, от 7001 до 10000 рублей — 3%, а свыше 10000 рублей в месяц — 4%.
Мы также узнали, по каким причинам россияне покупают продукты для веганов и вегетарианцев. Чаще всего опрошенные отвечали, что берут их для разнообразия рациона (53%), потому что придерживаются принципов здорового питания (51%) и потому что нравится их вкус (49%). Также 37% стараются сократить потребление продуктов животного происхождения, по 16% потребляют преимущественно растительную пищу по этическим причинам, так как придерживаются веганства или вегетарианства и врачебной диеты, а 12% — потому что члены семьи отказались от продуктов животного происхождения.
Выборка исследования
С 7 по 8 февраля с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 900 россиян старше 18 лет, приобретавших вегетарианские, халяльные и кошерные продукты в течение последних шести месяцев. Выборочная совокупность строилась согласно квотам по полу, возрасту и месту жительства респондентов в соответствии с социально-демографическими характеристиками населения России. В исследовании принимали участие жители городов РФ с населением от 100 тыс. чел.