Более 50% опрошенных студентов в РФ считают, что ИИ позволит улучшить успеваемость
Совместно со Skillbox и с помощью онлайн-панели Anketolog.ru мы провели опрос среди студентов крупных городов России. Узнали об их отношении к внедрению искусственного интеллекта (ИИ) в образовательный процесс.
Для каких учебных процессов применение ИИ было бы удачным?
- Для создания виртуальных моделей и симуляций во время обучения (43%)
- Для создания индивидуального плана обучения (40%)
- В качестве интерактивного помощника и геймификации учебного процесса (37%)
- Для создания учебных материалов (29%)
- Для анализа эффективности занятий (27%)
- Для автоматизации оценивания (26%)
- Для создания плана занятий и вдохновения преподавателей (20%)
- Для создания виртуальных преподавателей (13%)
- Для психологической поддержки (10%)
При этом 35% студентов считают, что ИИ не может заменить преподавателя, а может лишь помогать ему. Студенты видят будущее, где преподаватели станут наставниками и консультантами, а рутинные задачи передадут ИИ. Более половины участников опроса (60%) считают важным сохранить личное общение с преподавателями и одногруппниками. 52% выделяют ценность дискуссий и критического мышления на занятиях, а 48% — необходимость индивидуальной обратной связи от преподавателей.
ИИ-технологии, которые студенты хотели бы видеть в учебном процессе:
- Нейросеть для краткого пересказа семинара (43%)
- Дополненная реальность для визуализации данных (42%)
- Нейросеть, рекомендующая материалы для дополнительного изучения (42%)
- Нейросеть, помогающая подготовить презентационные материалы (35%)
- Альтернативная реальность для демонстрации условий (34%)
- Робот-помощник на территории учебного заведения, оказывающий информационную, психологическую и экстренную помощь (33%)
Около 65% студентов считают, что программирование — наиболее перспективный предмет для автоматизации с помощью ИИ. Математика (39%), дизайн (38%) и иностранные языки (35%) также рассматриваются как предметы, которые могут выиграть от автоматизации. При этом только 13% респондентов полагают, что ИИ может быть применен в физической культуре.
Более половины опрошенных (61%) уверены, что внедрение ИИ в учебный процесс поможет им улучшить успеваемость, а также качество и доступность образования. 58% студентов ожидают, что в ближайшие 5–10 лет интеграция ИИ в образовательные процессы расширит возможности дистанционного обучения. Абсолютное большинство (85%) связывают свое будущее трудоустройство с уровнем цифровой грамотности и знаниями в области ИИ.
В числе ключевых навыков, необходимых для успешной карьеры, студенты выделяют цифровую грамотность (54%), критическое мышление (52%) и навыки самообучения (52%). Студенты подчеркивают, что овладение этими умениями необходимо для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда в условиях изменяющихся технологий.
Выборка исследования
Онлайн-опрос проведен с 20 августа по 3 сентября с помощью онлайн-панели Anketolog.ru. Опрошено 900 студентов, пользующихся искусственным интеллектом. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.