Маркетинг 23 мая 2025

Виртуальная витрина: как создать упаковку, которую заметят

Как сделать упаковку, которая будет сама «продавать» себя на полке супермаркета? С помощью онлайн-сервиса «Анкетолог» сымитировали ситуацию покупки товара в магазине и узнали, как покупатели выбирают продукт среди альтернатив.

Для этого мы взяли товарную категорию (гели для душа) и сформулировали 10 гипотез, как выделить товар на полке среди конкурентов, используя референсы.

  1. Цвет, отличный от привычных цветов товарной категории
  2. Упаковка, отличная от привычных форм упаковок товарной категории
  3. Необычная форма упаковки
  4. Дорожный формат
  5. «Семейная» упаковка большого объема
  6. Эко-упаковка
  7. Упаковка с обвесом (декоративным и функциональным)
  8. «Антистресс» упаковка
  9. Упаковка с дополнительным функционалом 
  10. Прозрачная упаковка с акцентным наполнением

Опрос респондентов проходил в два этапа. На первом – отобрали шорт-лист наиболее привлекательных упаковок. Затем протестировали их методом «Виртуальная полка»: показали респондентам товар в окружении других пяти аналогичных товаров и попросили выбрать тот, который они купили бы в первую очередь. 

Для этого использовали тип вопроса «Выбор области» – загрузили изображение полки и задали области для каждого товара. Респонденту остается только кликнуть на выбранный товар прямо на изображении. Результаты отображаются в виде таблиц частотности.

Мы также задавали прямой вопрос о факторах выбора геля для душа. Оказалось, что россияне в первую очередь ориентируются на цену (71%), запах (69%), скидки и акции (47%), натуральность состава (39%), объем и расход продукта (38%). 

На первом этапе мы оценивали упаковки по 5 критериям – привлекательность, вероятность покупки, удобство использования, сочетаемость с интерьером ванной комнаты и готовность переплатить за упаковку. Вот как распределились оценки респондентов.

Часто приходят опросы про выбор уходовых средств. В магазине нет времени сравнивать – чаще берешь то, что уже пробовал. При этом замечаю, что с возрастом начала обращать внимание на состав средства и удобство упаковки. Становишься заложником привычек: я не раз отказывалась от привычных средств, если производитель менял флакон на менее эргономичныйВиктория, респондент «Анкетолога», 35 лет, город-миллионник, доход от 100 тыс. рублей

Мы также попросили выбрать лучшую и худшую упаковку из 10 вариантов. Цветами отмечены топ-3 лучших и худших упаковок. Вот как респонденты объяснили свой выбор:


Макет упаковки   


Почему выбрали

 

Почему НЕ выбрали






Стильная упаковка

стильный дизайн





Неудобная крышка

Смотрится дешево





Необычный дизайн

Можно повесить на крючок





Требует крючка в ванной

Ненадежная конструкция





Уникальный дизайн

Удобный флакон





Вычурный дизайн

Маленький объём





Удобный дозатор

Эргономичный дизайн





Выглядит дешево

Неудобный дизайн





Удобный дозатор

Яркий дизайн





Лишние аксессуары

Переплата за упаковку





Яркий дизайн

Компактность





Маленький объём

Неудобно использовать





Большой объём

Удобная ручка





Ассоциации с бытовой химией

Громоздкий флакон





Удобный дозатор

Яркий дизайн





Отталкивающий дизайн

Не сочетается с ванной





Экологичная

Без переплаты за упаковку





Ассоциации с упаковкой соуса

Неудобно использовать





Большой объем

Выгодная цена





Ассоциации с тех.жидкостями

Громоздкий флакон
Рекомендую производителям всегда спрашивать мнение клиентов об упаковке. Для меня важны внимание бренда к моему комфорту и ориентация на обратную связьАнна, респондент «Анкетолога», 44 года, город-миллионник, доход от 75 тыс. рублей

 

 На втором этапе мы действовали по шагам:

  1. Отобрали 6 упаковок с самыми высокими баллами
  2. Отрисовали полки – по одной для каждой тестируемой упаковки
  3. Загрузили изображения в «Редактор анкеты» и задали область для каждого товара
  4. Проанализировали распределение кликов по заданным областям

Вот какие результаты мы получили (пунктиром выделен тестируемый вариант, зеленым – вариант, набравший наибольшее количество голосов).

Гипотеза 1: Необычная форма упаковки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гипотеза 2: Дорожный формат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гипотеза 3: Упаковка с обвесом (декоративным и функциональным)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гипотеза 4: «Антистресс» упаковка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гипотеза 5: Упаковка с дополнительным функционалом 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гипотеза 6: Прозрачная упаковка с акцентным наполнением

 

 

 

 

 

 

 

 

На российском рынке эксперименты с упаковкой могут не дать желаемого эффекта. Россияне консервативны в выборе: новому и необычному они предпочитают знакомое и практичное. Вот почему необходимо тестировать макеты упаковок до запуска – так вы избежите затрат на производство упаковки, которая не вызовет интереса или даже оттолкнет потребителя. Виртуальная полка имитирует реальную ситуацию выбора в супермаркете, где важна не только привлекательная упаковка, но и отстройка от конкурентов. Опрос показал: респонденты могут высоко оценить упаковку, когда ее предъявляют отдельно, но не заметить ее в окружении более сильных конкурентовРуководитель отдела исследований «Анкетолог» Александра Дортман

Выборка исследования

С марта по апрель 2025 года с помощью онлайн-панели «Анкетолог» в два этапа опросили 4 000 россиян старше 18 лет, которые покупали гель для душа за последние 3 месяца.












Популярные материалы