Общество
Общедоступные исследования
Уровень культуры речи россиян в цифрах и фактах

Чистота языка и культура речи его носителей являются острым и актуальным вопросом еще со времен И. С. Тургенева. Институт общественного мнения Анкетолог представляет результаты исследования, посвященного культуре речи россиян.*

Большинство опрошенных (57,9%) оценивают уровень языковой культуры наших сограждан как «удовлетворительно». Однако 28,4% настроены более негативно и склоняются к оценке «плохо». При этом уровень собственной языковой культуры удостоился у респондентов более высоких оценок. 57,9% считают его хорошим, еще 24,9% - удовлетворительным. Подавляющее большинство россиян (69,8%) уверено, что грамматические правила необходимы, т.к. они упорядочивают общение между людьми, делая его более понятным.

Как бы Вы оценили уровень знания правил грамматики русского языка своих сограждан?

Демонстрируют респонденты свои знания на практике иногда (44,4%) или редко (29,6%), указывая собеседнику на допущенные в речи ошибки. Однако при этом у 57,6% опрошенных у самих возникают затруднения в правильном написании или произношении тех или иных слов. Наибольшие затруднения вызывает правильность написания слов (34,1%) ответов. Далее следуют постановка ударения в словах (20,8%) и постановка знаков препинания (20,5%). Самым популярным источником решения подобных затруднений является, несомненно, Интернет (81,9% ответов). Словари популярны у 45,7% опрошенных граждан.

К каким источникам Вы обращаетесь, чтобы получить ответ на свой вопрос по поводу правильности написания/произношения некоторых слов?

Россияне в большинстве случаев стараются соблюдать грамматические нормы в своей речи (на это указали 90,7% опрошенных). Особенно внимательно следят за своей речью респонденты во время торжественных официальных мероприятий (91%), при деловом общении с коллегами (89,7%) или повседневном общении с малознакомыми людьми (88,7%). Однако 43,3% опрошенных все-таки позволяют себе нецензурные выражения. Используются они чаще всего в общении с незнакомыми людьми (51,6%), коллегами (49%), друзьями и близкими (49%), а также для выражения одобрения и похвалы (49,7%). При этом респонденты считают допустимым употребление нецензурной лексики только в ситуациях сильного эмоционального потрясения (28,1%) или при общении с друзьями и близкими (18%). Но при всем этом россияне в целом негативно относятся к нецензурной лексике, испытывая неприязнь к окружающим (64,4% ответов), использующим ее, и стараясь как можно меньше употреблять ее в разговоре (69,9%). Наиболее ругающимися, т.е. чаще других использующими нецензурную лексику, по мнению опрошенных, являются рабочие (82,7%) и различного рода маргиналы (82%). Несколько отстают в данном негативном рейтинге от лидеров школьники (71,9%) и студенты (70,9%).

Как Вы считаете, представители каких социальных групп чаще всего используют нецензурную лексику в своей речи?

Респонденты отмечают, что современный русский язык весьма многообразен, но в то же время и довольно переполнен (76,9% ответов) различного рода жаргонизмами, иностранными заимствованиями, сленгом и сниженной лексикой. Чаще всего россияне в повседневном общении встречаются не с нецензурными выражениями или вульгарной лексикой (62,2% случаев), не с молодежным сленгом (62,9% случаев), а с иностранными заимствованиями (75,9%), в первую очередь англоязычными. Зарождаясь на просторах всемирной Сети экспансия так называемых англицизмов уже давно захватила и реальное повседневное общение.

Укажите, пожалуйста, как часто Вы встречаете в речи окружающих следующие лексические явления:

Что касается жаргона и сленга, столь популярного и любимого особенно в молодежной среде, то к нему у респондентов имеется вполне однозначное отношение. Сленг и жаргон нельзя делать нормой общения (71,4%), их употребление возможно лишь в некоторых ситуациях, когда достойной лексической замены попросту нет. Слыша в речи кого-либо подобную лексику, большинство опрошенных испытывают чувство сильного раздражения (69,9%). При этом объем жаргона и сленга в речи окружающих, по мнению респондентов, за последнее время только увеличивается (62,9%), что усиливает чувство дискомфорта.

 

* опрошено 399 человек из 8 Федеральных округов, среди которых 69,7% - женщины, 30,3% - мужчины в возрасте 26-35 (34,3%), 36-45 (22,6%), 46-55 (22%) лет.

 

Вам также может понравиться
prev
Анализ рынка лекарственных препаратов

3086
«Матильда»: фильм, расколовший общество

2149
Анализ российского рынка быстрого питания

2438
Курить или не курить: мнение россиян

1115
США и Северная Корея: опасная игра

1846
Анализ потребительского спроса на рынке колбасных и мясных изделий России

395
Можно ли удачно познакомиться на улице? Мнения россиян

703
Российские авиакомпании: полет нормальный?

427
Исследование потребительских предпочтений на рынке легкового автотранспорта России

307
Полемика вокруг диссертаций госслужащих

665
Каких животных заводят россияне?

365
Исследование потребительских предпочтений на российском рынке многоэтажной жилой недвижимости

1087
Доверяют ли россияне прививкам?

986
Исследование потребительских предпочтений на рынке алкогольной продукции в России. Сегменты: водка, коньяк

219
Мониторинг миграционных намерений россиян

142
Соцсети в жизни россиян

74
next