Общество
Общедоступные исследования
28 февраля 2017
Уровень культуры речи россиян в цифрах и фактах

Чистота языка и культура речи его носителей являются острым и актуальным вопросом еще со времен И. С. Тургенева. Институт общественного мнения Анкетолог представляет результаты исследования, посвященного культуре речи россиян.*

Большинство опрошенных (57,9%) оценивают уровень языковой культуры наших сограждан как «удовлетворительно». Однако 28,4% настроены более негативно и склоняются к оценке «плохо». При этом уровень собственной языковой культуры удостоился у респондентов более высоких оценок. 57,9% считают его хорошим, еще 24,9% - удовлетворительным. Подавляющее большинство россиян (69,8%) уверено, что грамматические правила необходимы, т.к. они упорядочивают общение между людьми, делая его более понятным.

Как бы Вы оценили уровень знания правил грамматики русского языка своих сограждан?

Демонстрируют респонденты свои знания на практике иногда (44,4%) или редко (29,6%), указывая собеседнику на допущенные в речи ошибки. Однако при этом у 57,6% опрошенных у самих возникают затруднения в правильном написании или произношении тех или иных слов. Наибольшие затруднения вызывает правильность написания слов (34,1%) ответов. Далее следуют постановка ударения в словах (20,8%) и постановка знаков препинания (20,5%). Самым популярным источником решения подобных затруднений является, несомненно, Интернет (81,9% ответов). Словари популярны у 45,7% опрошенных граждан.

К каким источникам Вы обращаетесь, чтобы получить ответ на свой вопрос по поводу правильности написания/произношения некоторых слов?

Россияне в большинстве случаев стараются соблюдать грамматические нормы в своей речи (на это указали 90,7% опрошенных). Особенно внимательно следят за своей речью респонденты во время торжественных официальных мероприятий (91%), при деловом общении с коллегами (89,7%) или повседневном общении с малознакомыми людьми (88,7%). Однако 43,3% опрошенных все-таки позволяют себе нецензурные выражения. Используются они чаще всего в общении с незнакомыми людьми (51,6%), коллегами (49%), друзьями и близкими (49%), а также для выражения одобрения и похвалы (49,7%). При этом респонденты считают допустимым употребление нецензурной лексики только в ситуациях сильного эмоционального потрясения (28,1%) или при общении с друзьями и близкими (18%). Но при всем этом россияне в целом негативно относятся к нецензурной лексике, испытывая неприязнь к окружающим (64,4% ответов), использующим ее, и стараясь как можно меньше употреблять ее в разговоре (69,9%). Наиболее ругающимися, т.е. чаще других использующими нецензурную лексику, по мнению опрошенных, являются рабочие (82,7%) и различного рода маргиналы (82%). Несколько отстают в данном негативном рейтинге от лидеров школьники (71,9%) и студенты (70,9%).

Как Вы считаете, представители каких социальных групп чаще всего используют нецензурную лексику в своей речи?

Респонденты отмечают, что современный русский язык весьма многообразен, но в то же время и довольно переполнен (76,9% ответов) различного рода жаргонизмами, иностранными заимствованиями, сленгом и сниженной лексикой. Чаще всего россияне в повседневном общении встречаются не с нецензурными выражениями или вульгарной лексикой (62,2% случаев), не с молодежным сленгом (62,9% случаев), а с иностранными заимствованиями (75,9%), в первую очередь англоязычными. Зарождаясь на просторах всемирной Сети экспансия так называемых англицизмов уже давно захватила и реальное повседневное общение.

Укажите, пожалуйста, как часто Вы встречаете в речи окружающих следующие лексические явления:

Что касается жаргона и сленга, столь популярного и любимого особенно в молодежной среде, то к нему у респондентов имеется вполне однозначное отношение. Сленг и жаргон нельзя делать нормой общения (71,4%), их употребление возможно лишь в некоторых ситуациях, когда достойной лексической замены попросту нет. Слыша в речи кого-либо подобную лексику, большинство опрошенных испытывают чувство сильного раздражения (69,9%). При этом объем жаргона и сленга в речи окружающих, по мнению респондентов, за последнее время только увеличивается (62,9%), что усиливает чувство дискомфорта.

 

* опрошено 399 человек из 8 Федеральных округов, среди которых 69,7% - женщины, 30,3% - мужчины в возрасте 26-35 (34,3%), 36-45 (22,6%), 46-55 (22%) лет.

 

Вам также может понравиться
prev
2017-й год в оценках россиян

2191
Исследование потребительских предпочтений на рынке товаров для домашних животных

965
Исследование спроса на лекарственные препараты в России

802
Семейное счастье

2412
Люди и события 2017-го года по мнению россиян

1397
Исследование потребительских предпочтений на рынке рыбы и морепродуктов

259
Исследование потребительских предпочтений на рынке быстрого питания в России

329
Сбережения россиян

316
Исследование потребительских предпочтений на рынке алкогольной продукции в сегменте пива

365
Исследование потребительских предпочтений на рынке мясных и колбасных изделий в России

2614
«Анкетолог» запускает мобильное приложение и совершенствует SaaS-платформу

136
Проблема алкоголизма в России

255
Вера россиян в сверхъестественное

503
Исследование потребительских предпочтений на рынке сыра

547
Исследование потребительских предпочтений на рынке легкового автотранспорта

175
Роли мужчины и женщины в отношениях

76
next