Общество 04 апреля 2017

Около четверти россиян подвергались в детстве насилию в семье. К проблеме «отцов и детей»

Проблема «отцов и детей» была и остается актуальной во все времена. И сегодня особенно. Современная Россия все еще в поиске новых идей, новых моделей образования и, несмотря на наши попытки перенять опыт западных стран, мы пока что находимся в каком-то идейном вакууме. Оттого и усугубляются наши проблемы, связанные с воспитанием детей. Растет пропасть между старшим поколением и молодежью. В настоящем исследовании мы изучили мнение россиян о проблеме воспитания.

Институт общественного мнения «Анкетолог» провел социологический опрос[1], в ходе которого были рассмотрены важные аспекты проблемы воспитания. Следует отметить, что опрос проводился среди респондентов всех возрастов, поэтому мы сумели взглянуть на изучаемую проблему с позиций разных поколений.

Как показывают результаты исследования, наиболее популярным методом воспитания, применявшимся по отношению к респондентам в детстве, были устные замечания (67,6%). Чуть меньшее количество респондентов испытывало на себе легкие наказания (ставили в угол, заставляли убираться в комнате и т.д.) (59,3%). А 39,8% опрошенных подвергались в детстве физическим наказаниям (шлепки, наказание ремнем и т.д.) (Диаграмма 1).

Причем к представителям молодого поколения (до 35 лет) устные замечания применялись чаще, чем в среднем по всем возрастным группам (73,5%[2]). При этом легкие наказания к ним применялись реже (57,3%), а физические наказания молодые люди испытывали на себе примерно так же часто, как в среднем по всем возрастным группам (39%).

Диаграмма 1. Результаты ответов на вопрос «Какие методы воспитания в детстве применяли Ваши родители по отношению к Вам?»

Если рассматривать среднее поколение респондентов в возрасте от 36 до 55 лет, то устные замечания к ним применялись реже (66,7%[3]), чем к молодым людям.  Причем чаще к ним применялись легкие (60,9%) и физические (41,7%) наказания. И, наконец, представители старшего поколения ответили, что по отношению к ним чаще всего применялись легкие наказания (60%[4]), затем следуют устные замечания (48,6%) и физические наказания (34,3%).

Таким образом, к представителям среднего и старшего поколений устные замечания в детстве применялись реже, чем к молодому поколению. А к молодым людям реже применялись легкие наказания в сравнении с другими возрастными группами. Что касается физических наказаний, то в отношении представителей молодого и среднего поколений данный метод воспитания применялся с одинаковой частотой, а к представителям старшего поколения даже немного реже.

В ходе исследования было интересно узнать отношение самих респондентов к физическим наказаниям детей. Больше половины опрошенных относятся к таковым «скорее негативно, чем положительно» (55,7%), 30,3% респондентов относятся к физическим наказаниям детей «резко негативно». Положительно относятся 11,6% респондентов (Диаграмма 2). В комментариях некоторые из опрошенных пояснили свою позицию следующим образом: «Положительно в тех случаях, когда для конкретного ребёнка эффективны именно они», «Как возможное и в некоторых случаях приемлемое», «Зависит от обстоятельств».

Диаграмма 2. Результаты ответов на вопрос «Как Вы сами относитесь к физическим наказаниям детей?»

В возрастном срезе результаты получились неоднозначными. Наибольшая доля тех, кто относится к физическим наказаниям детей «резко негативно» – среди представителей молодого поколения (36,8%), далее по возрастным группам эта доля снижается (среднее поколение – 27,6%, старшее поколение – 17,1%). Доля ответивших «скорее негативно, чем положительно», наоборот, возрастает, начиная с молодой возрастной группы (48,5%), далее к средней (59%) и старшей возрастной группе (68,6%). Что касается положительного отношения к физическим наказаниям детей, то по всем возрастным группам доли респондентов, имеющих данное мнение, примерно одинаковые (в пределах 10-12%).

Мы видим, что сегодня молодые люди более негативно воспринимают физические наказания детей, что и понятно, учитывая время, в которое мы живем. Развитие демократических институтов, пропаганда уважительного отношения к ребенку, нарастающее влияние ювенального права в России приводят к появлению у молодого поколения россиян иного взгляда на воспитание детей.

На вопрос «Приходилось ли Вам в детстве наблюдать насилие в семье?» подавляющее большинство респондентов ответили «нет, в нашей семье насилия не было» (71,2%). При этом 18,5% респондентов ответили, что были свидетелями насилия отца по отношению к матери. 9,7% становились свидетелями насилия матери по отношению к детям и чуть меньшее количество опрошенных (8,8%) были свидетелями насилия отца по отношению к детям (Диаграмма 3).

 

Диаграмма 3. Результаты ответов на вопрос «Приходилось ли Вам в детстве наблюдать насилие в семье?»

По возрастным группам цифры не сильно разошлись, хотя есть некоторые важные моменты. Лишь 5,9% от представителей старшей возрастной группы наблюдали насилие отца по отношению к детям, в то время, как среди молодой и средней возрастных групп доля таковых около 9%. Или же насилие матери по отношению к детям, среди респондентов старшего поколения доля наблюдавших данное явление в семье оказалась ниже, чем в других возрастных группах (5,9%) (в молодой возрастной группе – 7,7%, в средней – 12,3%). Правда, среди респондентов старшего возраста чуть больше доля тех, кто наблюдал насилие отца по отношению к матери (20,6%). Тех, кто не наблюдал никакого насилия в семье, в средней возрастной группе (69,7%) на 3-4% меньше, чем в других возрастных группах.

Получается, что представители старшего поколения реже сталкивались с насилием родителей по отношению друг к другу и к детям. Среди представителей среднего поколения количество тех, кто наблюдал насилие матери по отношению к детям, в два раза больше, чем среди представителей старшего поколения. Также среди респондентов среднего поколения наименьшая доля тех, кто не наблюдал насилия в семье.

Следующий вопрос нашего исследования показал количество тех, кто сам подвергался насилию в семье. Таковых оказалось 22% опрошенных (Диаграмма 4). Наименьшая доля респондентов, подвергавшихся в детстве насилию в семье, приходится на молодую возрастную группу (15,5%), наибольшая доля – на старшую (28,6%). 

 

Диаграмма 4. Результаты ответов на вопрос «Применялось ли в детстве насилие по отношению лично к Вам?»

При этом только 10,1% респондентов, подвергавшихся насилию в семье, обращались за помощью в уполномоченные органы (милиция/ полиция, органы опеки и т.д.). Остальные (89,9%) – в уполномоченные органы не обращались. Причем если из числа представителей среднего поколения доля обращавшихся в уполномоченных органы составляет 15,4%, то в старшей возрастной группе эта доля равна нулю. Среди молодых – 5%.

При ответе на следующий вопрос респонденты уточнили причины нежелания обращаться в уполномоченные органы. 37% отметили бесполезность таких обращений, 22,2% опрошенных испытывали страх наказания со стороны родителя. В дополнительных ответах одна часть респондентов указывала на справедливость насильственных действий по отношению к ним: «наказание было за дело», «зачем? Виноват – ответь», «считал, что наказание справедливо». У другой части респондентов «даже и мысли такой не возникало». Некоторые писали о том, что во времена их детства жаловаться в уполномоченные органы просто было не принято. Так, один из респондентов написал в комментариях: «Это было в середине 80-х, тогда никто не обращался в милицию из-за шлепков ремнем. И потому что редкие физические наказания следовали за многими разъяснениями о недопустимости моего поведения; за предупреждениями. И возможно спасали от более серьезных последствий, в том числе последствий угрожающих моей жизни и здоровью».

Следующий вопрос нашего исследования звучал так «Как Вы относитесь к японской форме воспитания, когда ребенку предоставляется полная свобода до 5 лет?». Половина респондентов (51,5%) ответила «скорее отрицательно, чем положительно», 32,4% ответили «отрицательно» и лишь 16% опрошенных ответили «положительно» (Диаграмма 5).

Диаграмма 5. Результаты ответов на вопрос «Как Вы относитесь к японской форме воспитания, когда ребенку предоставляется полная свобода до 5 лет?»

По возрастным группам ситуация немного диссонирует с ответами на предыдущие вопросы. Так наибольшая доля респондентов, относящихся к японской форме воспитания отрицательно, расположилась в молодой возрастной группе (36,6%). Обратная ситуация в старшей возрастной группе, где доля не поддерживающих данную форму воспитания составляет 21,9% (наименьший процент среди всех возрастных групп) и относящихся положительно – 9,4% (наименьший процент среди всех возрастных групп). Также стоит сказать, что доля респондентов, ответивших «скорее отрицательно, чем положительно», возрастает от младшей возрастной группы к старшей (в младшей – 48,8%, в старшей – 68,7%). Наибольшее количество тех, кто относится к данной форме воспитания положительно, располагается в средней возрастной группе (18,7%).

Таким образом, мы наблюдаем тенденцию, при которой доля тех, кто относится к японской форме воспитания «скорее отрицательно, чем положительно», увеличивается от младшего поколения к старшему. Но количество тех, кто категорически не приемлет японский подход, наоборот, при этом снижается от молодой возрастной группы к старшей. Если сложить показатели по двум ответам, то более негативно к японской форме воспитания относятся представители старшего поколения (около 90%), при этом доля молодых людей на 5 % меньше (около 85%). Наименьший негатив испытывают представители среднего поколения (около 81%).

В целом мы видим ситуацию, при которой именно представители среднего поколения более позитивно относятся к японской форме воспитания детей и проявляют в целом к ней наименее негативное отношение. Причины этого еще предстоит изучить, но возможно это связано с общей относительно стабильной социально-экономической ситуацией в 1960-1980-е гг. в СССР, когда наблюдался рост рождаемости[5], улучшалось благосостояние населения, что не могло не отразиться на воспитании детей, которых стали больше баловать. Родители старались додать своим детям то, что когда-то недополучили они сами. Таким образом, дети, росшие в тот период, испытывали на себе модели более свободного воспитания.

При ответе на следующий вопрос респонденты высказывали свое мнение о том, кто должен играть ведущую роль при выборе будущей профессии ребенка. Подавляющее большинство ответили «ребенок и родитель» (70,8%), вариант «ребенок» выбрали 27,1% респондентов. При этом только 2,2% опрошенных выбрали вариант «родитель» (Диаграмма 6).

Диаграмма 6. Результаты ответов на вопрос «Как Вы считаете, кто должен играть ведущую роль при выборе будущей профессии ребенка?»

Интересные результаты получились по возрастным группам, хотя они здесь в целом предсказуемые. Среди представителей молодого поколения доля тех, кто считает, что будущую профессию должен выбирать сам ребенок, наиболее высокая (35,3%). В средней и старшей возрастных группах эти доли примерно одинаковые (около 20-21%). При этом доля респондентов, считающих, что главную роль должен играть родитель наибольшая среди представителей среднего поколения (3,2%). Среди старшего поколения наибольшая доля тех, кто считает, что при выборе будущей профессии ребенка главную роль должны совместно играть и ребенок и родитель (80%). С позиции старшего поколения популярность данного ответа вполне объяснима.

При ответе на вопрос «Как Вы считаете, кто должен играть ведущую роль при выборе будущего брачного партнера?» результаты оказались противоположными ответам на предыдущий вопрос. Подавляющее число респондентов ответили «ребенок» (76,6%), вариант ответа «ребенок и родитель» выбрали 22,5% респондентов. За вариант «родитель» проголосовало самое минимальное количество (0,9%) (Диаграмма 7).

Диаграмма 7. Результаты ответов на вопрос «Как Вы считаете, кто должен играть ведущую роль при выборе будущего брачного партнера?»

Посмотрим на результаты по возрастным группам. Наибольшая доля, ответивших, что ведущую роль при выборе брачного партнера должен играть сам ребенок, расположилась в молодой возрастной группе (86,5%), в этой же возрастной группе наименьшая доля тех, кто отводит главную роль ребенку и родителю (12,8%). Обратные показатели в старшей возрастной группе, где наименьшая доля респондентов, отдавших главную роль ребенку (52,9%) и наибольшая доля тех, кто считает, что главную роль при выборе брачного партнера должны играть вместе ребенок и родитель (47,1%). Вариант ответа «родитель» выбрало незначительное количество респондентов во всех возрастных группах (от 0 до 1,3%). 

Исходя из приведенных данных, логично получается, что молодые люди хотят самостоятельно выбирать себе брачного партнера, без участия родителей. В то же время представители старшего поколения склоняются к тому, что в выборе брачного партнера должен принимать участие не только сам ребенок, но и родитель.

Следующий вопрос, по сути, является продолжением предыдущего и звучит так «Кто играл ведущую роль при выборе Вашего брачного партнера?». Подавляющее большинство респондентов ответило «я сам/ сама» (87,5%). Вариант «вместе, я и родитель» выбрали лишь 3,7% респондентов, вариант «родитель» – 1,5%, что может считаться показателем в рамках статистической погрешности (Диаграмма 8).

Диаграмма 8. Результаты ответов на вопрос «Кто играл ведущую роль при выборе выборе Вашего брачного партнера?»

Интересно отметить, что наибольшее количество тех, кто выбирал брачного партнера самостоятельно, находится в средней (89,1%) и старшей (88,6%) возрастных группах, в молодой возрастной группе таковых 85,3%, что, казалось бы, диссонирует на фоне ответов на предыдущий вопрос. Более понятными кажутся возрастающие доли респондентов от молодой к старшей возрастной группе в вариантах ответов «Родитель» (Молодая возрастная группа – 0,7%, средняя – 1,9%, старшая – 2,9%) и «Вместе, я и родитель» (Молодая возрастная группа – 2,2%, средняя – 3,8%, старшая – 8,6%).

Таким образом, подавляющее большинство респондентов, во всех возрастных группах самостоятельно выбирали брачного партнера. Чуть низкий по сравнению с другими возрастными группами данный показатель в группе молодого возраста можно объяснить значительной долей среди них неженатых/незамужних (36%). Их количество превосходит женатых/незамужних в других возрастных группах (6-8%).

Можно говорить о том, что во всех возрастных группах примерно одинаково значительное количество респондентов, самостоятельно выбиравших брачного партнера. Вместе с тем, судя по другим вариантам ответов, старшее поколение чаще по сравнению с другими возрастными группами выбирало брачного партнера вместе со своими родителями, либо посредством родителей без своего участия.

Следующий вопрос был нацелен на выяснение мнения респондентов о том, в чем, на их взгляд, заключается главная причина современных проблем в отношениях между родителями и детьми. Большинство респондентов выбрало вариант «Родители больше занимаются работой/ карьерой» (45,6%), на втором месте по популярности ответ «Влияние Интернета на детей» (26%), на третьем – «Низкое качество системы образования» (11,3%). Остальные ответы набрали меньше 4% (Диаграмма 9).

Также следует обратить внимание на свои ответы респондентов по данному вопросу, среди которых можно выделить следующие: «Низкий уровень культуры родителей, который они передают детям», «Причина в том, что детей у нас заводят не потому, что их любят и действительно хотят иметь детей, а потому что «залетели», или потому что «так надо», «пора», «чтобы «стакан воды в старости было кому подать» и т.п. В результате детей часто заводят слишком рано, по-настоящему их не любят. А нет любви - нет и взаимопонимания», «Люди не умеют правильно общаться, уважать чужие интересы, родители с трудом видят в ребенке личность, пытаются силой изменить дитя, ребенок в силу отсутствия опыта не умеет влиять на родителей»

Диаграмма 9. Результаты ответов на вопрос «Как Вы считаете, в чем заключается главная причина современных проблем в отношениях между родителями и детьми?»

Следующий вопрос был призван выяснить отношение респондентов к религиозному воспитанию детей. Большинство (46,8%) относится к религиозному воспитанию нейтрально. Положительно относятся 28,4% респондентов и 22,6% относятся отрицательно.

Представители всех возрастных групп одинаково положительно оценивают религиозное воспитание детей (около 28%). В одинаковой степени отрицательно к религиозному воспитанию относятся представители молодой и средней возрастных групп (около 22%). Отдельное внимание стоит обратить на старшую возрастную группу, среди которых наименьшее количество тех, кто имеет нейтральное отношение к религиозному воспитанию (37,1%) и наибольшее количество тех, кто имеет отрицательное отношение (25,7%) в сравнении с другими возрастными группами.

Причина более негативного отношения к религиозному воспитанию детей может скрываться в том, что старшее поколение большую часть своей сознательной жизни прожило в советский период и наиболее глубоко восприняло идеологию советского общества, в котором религия находилась на периферии общественной жизни и подвергалась постоянно критике со стороны властей.

В следующем вопросе изучалось мнение респондентов о том, достаточное ли внимание уделяет сегодня государство воспитанию молодежи. 13,8% респондентов ответили, что «вполне достаточное». Половина опрошенных ответили, что «недостаточное» (49,8%), 19,9% ответили, что «совсем не уделяет внимания». А 14,4% респондентов ответили, что «государство оказывает пагубное воздействие на молодежь» (Диаграмма 10). 

Диаграмма 10. Результаты ответов на вопрос «Как Вы считаете, достаточное ли внимание уделяет сегодня государство воспитанию молодежи?»

Далее респондентам предлагалось оценить, насколько эффективно современное учебное заведение (школа, ссуз, вуз и т. д.) выполняет функции по воспитанию молодежи. Незначительное количество ответило «эффективно» (4,2%), 33,6% оценили как «удовлетворительно» и больше половины опрошенных ответило «неудовлетворительно» (59%). При этом в дополнительных ответах некоторые респонденты высказывали мнение, что учебное заведение не должно заниматься воспитанием молодежи: «Учебные заведения не должны воспитывать детей, воспитание это в первую очередь задача родителей», «Учебные заведения не должны воспитывать, главное - обучить критически мыслить, дать необходимые знания», «У учебного заведения нет такой функции».

В следующем вопросе респондентам был задан вопрос «Как Вы считаете, какие сферы деятельности, связанные с молодежью, сегодня нуждаются в наибольшей поддержке государства?». Большая часть респондентов выбрала вариант «Повышение знания о культуре, традициях своего народа» (59,6%), далее по популярности идут ответы «Спорт» (50,5%) и «Обучение этикету» (48,3%) (Диаграмма 11). Интересно отметить, что представители молодой группы на второе место поставили «Обучение этикету» (52,2%), а уже потом спорт (45,6%), что довольно самокритично с их стороны. По ответу «Повышение знания о культуре, традициях своего народа» особенно высокие показатели зафиксированы в старшей возрастной группе (71,4%), что говорит о важности для людей старшего возраста воспитания молодежи именно в русле этих знаний.

Диаграмма 11. Результаты ответов на вопрос «Как Вы считаете, какие сферы деятельности, связанные с молодежью, сегодня нуждаются в наибольшей поддержке государства?»

Также респондентам предлагалось оценить уровень молодежной политики нашего государства. Большинство респондентов оценили его как «низкий» (52,8%), 43,2% респондентов оценили уровень молодежной политики как «средний» и 4% – оценили как «высокий». 

Подытоживая, хочется отметить следующее. Проблема «отцов и детей» стара, как мир. И сегодня россияне, каждый в своей семье, сталкиваются с различного рода конфликтами, связанными с разницей мировосприятия поколений, особенностями воспитания и, конечно, духом того времени, в котором росли дети, их отцы и деды.

Отцы всегда критикуют своих детей, как впрочем, и дети своих родителей. Этот круговорот взаимной критики поколений невозможно остановить. Но в нашем современном обществе проблема «отцов и детей» усугубляется общей неудовлетворенностью людей системой образования, а также проводимыми реформами в этой сфере. Лишь самая малая доля опрошенных оценивает функции воспитания молодежи, исполняемые системой образования, как эффективные. Хотя определенная доля респондентов считает, что образование и вовсе не должно заниматься воспитанием, что это функция семьи. С этим постулатом трудно не согласиться.  

Вместе с тем нужно признать, что роль государства в воспитании молодежи должна быть, если не основной, то значительной. Однако до сих пор наше государство не смогло выработать четкую и понятную молодежную политику. Результаты нашего опроса показали, что больше половины россиян оценивают действия государства в этом направлении негативно, а другая половина – нейтрально. Около половины считают, что государство оказывает недостаточное внимание воспитанию молодежи. При этом большинство россиян полагают, что главными направлениями деятельности государства в работе с молодежью должны стать повышение знания о культуре и традициях своего народа, спорт и обучение этикету.

Отдельно отметим по преимуществу нейтральное отношение россиян к религиозному воспитанию, что демонстрирует если не приверженность, то, по крайней мере, положительное или терпимое отношение жителей нашей страны к религии как средству воспитания молодого поколения. Что касается сторонников религиозного воспитания, то их оказалось несколько больше, чем противников – более четверти всех опрошенных.

Большинство россиян считает главной проблемой современного воспитания детей то, что родители больше занимаются карьерой/работой. Известно, что эта проблема наиболее остро встала в России в период формирования рыночной экономики, когда людям приходилось порой просто выживать в новых экономических условиях, не имея возможности уделять должного внимания семье, детям. И сегодня эта «вечная погоня» за деньгами не прекращается.

На Западе проблема выбора родителей между карьерой и семьей появилась намного раньше, но и там до настоящего времени не выработали конкретных рецептов решения этой дилеммы, ведь сама структура капиталистического общества не предполагает выхода из данной ситуации. Можно лишь сделать выбор в ущерб чему-то: или уделять больше внимания семье, снизив свой темп в преодолении ступенек карьерной лестницы, или работать не покладая рук, забывая о семье, и прежде всего, о воспитании ребенка.

Второй по значимости проблемой современного воспитания детей россияне считают влияние Интернета на детей, с чем трудно не согласиться. Ведь уже с малых лет наши дети осваивают всевозможные гаджеты, часами просиживают в Интернете, и порой настолько вживаются в виртуальную реальность, что забывают о реальности настоящей.

И если в проблеме влиянии карьеры родителей на воспитание детей ситуация усугубляется необходимостью постоянной добычи средств существования и реальной трудностью поиска свободного времени взрослыми, то оградить детей от влияния Интернета взрослые не только могут, но и должны. Да, сегодня Интернет повсюду, но хотя бы дома родители могут снизить до необходимого минимума количество часов, которые проводит их ребенок в Интернете. Взаимен родители должны предложить им другие формы проведения досуга, элементарно заниматься с детьми, играть с ними, гулять и т.д.

Либерализация всех сфер общественной жизни привела к развитию в России института гражданского общества, а вместе с ним к применению в законодательной практике положений, касающихся прав ребенка, в стране действует уполномоченный по правам ребенка. Вместе с тем, происходит и общая перемена во мнениях, касательно методов воспитания детей. Молодое поколение уже более негативно относится к физическим наказаниям детей, нежели представители старшего поколения. Причем доля критиков физического воздействия на ребенка среди молодежи в два раза больше, чем среди людей старше 55 лет. Однако интересно отметить, что доля молодых людей, негативно воспринимающих так называемый японский метод воспитания (полная свобода ребенку до 5 лет), значительно больше количества тех, кто негативно относится к этому методу из числа представителей старшего поколения.

Результаты исследования показывают, что к представителям молодого поколения в детстве чаще применялись устные замечания, нежели легкие или физические наказания. А вот к представителям среднего и старшего поколений чаще применяли именно легкие наказания (ставили в угол, заставляли убираться в комнате и т.д.). Получается, в современных семьях родители больше «сюсюкаются» с детьми, чем в прежние времена, что, естественно, не может не отражаться на том, в кого потом могут вырасти эти дети.

Этот извечный вопрос выбора «кнута» или «пряника» в воспитании детей современными родителями, похоже, решается в пользу второго варианта. Данный факт подтверждается и результатами, что к респондентам молодого возраста в два раза реже, чем к представителям старшего поколения применялось насилие в семье. При этом лишь незначительная часть пострадавших обращалась в уполномоченные органы, причем чаще в уполномоченные органы обращались представители среднего поколения. Среди причин, почему люди отказываются «выносить сор из избы» превалирует мнение большинства опрошенных о бесполезности таких обращений.

Представители всех поколений в одинаковой мере были свидетелями насилия по отношению к другим членам семьи – в каждой возрастной группе таковых примерно чуть более четверти. Причем представители старшего поколения чаще наблюдали насилие отца по отношению к матери, люди среднего возраста чаще видели насилие матери по отношению к детям, а молодые люди чаще становились свидетелями насилия отца по отношению к детям.

Интересными оказались мнения россиян относительно того, кто должен играть ведущую роль при выборе будущей профессии ребенка. Молодые люди большей частью считают, что будущую профессию должны определять родитель и ребенок. Однако если смотреть по всем возрастным группам, то доля молодых респондентов, ответивших таким образом, наименьшая среди других возрастных групп. В то же время среди представителей старшего поколения максимальное количество тех, кто считает важным совместное участие и родителей и ребенка.

А при выборе брачного партнера, по мнению молодых людей, ведущую роль должен играть сам ребенок, что вполне объяснимо. Значительно меньше людей с тем же мнением среди старшего поколения, но при этом интересно отметить, что при ответе на другой вопрос, респонденты всех возрастных групп в подавляющем большинстве ответили, что при выборе своего брачного партнера ведущую роль играли они сами.

Каждое поколение – продукт своего времени. Результаты проведенного опроса показали не столько разницу во мнениях представителей разных поколений, сколько обрисовали особенности развития нашего общества за последние полвека. Старшее поколение росло в эпоху послевоенного устройства общества, среднее поколение познало плоды «развитого социализма», а молодое поколение – вошло в эпоху перемен и уже росло в период перехода общества от советской модели к демократическому обществу Новой России, со всеми вытекающими последствиями. Естественно, что каждый период развития нашего государства наложил свой отпечаток, предопределив особенности во мнениях и подходах к воспитанию детей.  

 

------------------------------------------------

[1] Было опрошено 327 респондентов, из них:  33% - мужчины, 67% - женщины. Возраст: до 18 лет – 0,3%; 18-25 лет – 8,3%; 26-35 лет – 33%; 36-45 лет – 26,3%; 45-55 лет – 21,4%; от 55 лет – 10,7%. Распределение по федеральным округам: ЦФО – 35,2%; СЗФО – 11%; ЮФО – 7,3%; СКФО – 1,5%; ПФО – 14,7%; УФО – 9,5%; СФО – 15%; ДФО – 2,4%. Другая страна – 3,4%.

[2] Процент от количества респондентов по возрастному параметру выборки до 35 лет – 136 чел. 

[3] Процент от количества респондентов по возрастному параметру выборки от 36 до 55 лет – 156 чел. 

[4] Процент от количества респондентов по возрастному параметру выборки от 55 лет и старше – 35 чел.  

[5] Население СССР // http://cccp-15.narod.ru/naselen.htm (дата доступа 03.04.2017); Рождаемость, смертность и естественный прирост населения в России // http://www.opoccuu.com/demograph.htm (дата доступа 03.04.2017) 

Популярные материалы