Общество 30 октября 2017

Состояние российской школы

Согласно нашему опросу, большинство россиян считает основными функциями школы моральное и ценностное воспитание личности (74,4%), а также передачу ребенку набора теоретических знаний по широкому кругу предметов (70%). В то же время 24,2% респондентов уверены, что школа не справляется ни с передачей знаний, ни с воспитанием личности. 

 

Результаты исследования

По Вашему мнению, какие основные функции должна выполнять школа в современном мире?

 

Некоторые комментарии 
  • Раскрытие талантов и способностей к определенным областям, чтобы к окончанию школы ребенок знал, чем хочет заниматься в дальнейшем.
  • Научить трудиться, выполнять тяжелую и неинтересную работу.Научить дисциплине. Научить организовать своё время правильно.
  • Социальное поведение и его нормы, дружба, творчество и развитие творческих способностей в каждом ребёнке, развитие навыков общения со старшим поколением, педагогами, людьми с отличными воззрениями. 



Как Вы считаете, современная российская школа выполняет свою функцию по передаче знаний и воспитанию личности?

 Как Вы относитесь к введению в школах следующих предметов?

Основы религиозных культур и светской этики

 

Начальная военная подготовка (НВП)

 

Основы экономики и финансовой грамотности

 

Считаете ли Вы введение в школе «информационных пятиминуток», на которых ученики обсуждают новости страны и мира, полезной инициативой?

 

Как Вы относитесь к инициативе оптимизации программы обучения, когда ученик выбирает несколько основных «профильных» предметов с второстепенным изучением остальных?

 Отношение к инициативе введения «профильных» предметов в зависимости от возраста 

  Как Вы относитесь к инициативе оптимизации программы обучения, когда ученик выбирает несколько основных «профильных» предметов с второстепенным изучением остальных?
Ваш возраст  Однозначно за Скорее всего, за Скорее всего, нет Однозначно нет
Младше 18 лет 50% 33,3% 16,3%  0,4%
18-30 лет 18,2% 48,4% 24,2% 9,2%
31-45 лет 11,6% 43,4% 26,9% 18,1%
46-60 лет 9,8% 40,8% 29,7% 19,7%
Старше 60 лет 9,3% 36,1% 21,3% 33,3%



По Вашему мнению, объем изучения каких предметов в школе необходимо увеличить в первую очередь?

 

Как Вы считаете, объем изучения каких предметов в школе можно сократить или исключить их из программы в целом?

 

Считаете ли Вы современную российскую школу безопасной для ученика?

 

По Вашему мнению, какие основные опасности грозят ученику в школе?

 

По вашему мнению, произошел ли в последнее время рост агрессивности детей и конкретно школьников?

Мнение респондентов о росте агрессивности детей в зависимости от численности населённого пункта 

  По вашему мнению, произошел ли в последнее время рост агрессивности детей и конкретно школьников?
В населённом пункте какой численности Вы проживаете? Определенно да Скорее всего, да Скорее всего, нет Определенно нет
Менее 20 тыс. чел. 29,9% 50,6% 19,5%  0%
20-100 тыс. чел. 40,2% 50,3% 8,9% 0,6%
100-500 тыс. чел. 31,9% 51,3% 15,5% 1,3%
500 тыс. - 1 млн. чел. 40,9% 45,5% 13,1% 0,5%
Более 1 млн. чел. 38,3% 46,7% 13,4% 1,6%



Выскажите, пожалуйста, свое отношение к представленным инициативам повышения безопасности в школах?

Досмотр детей при входе в школу на наличие запрещенных предметов

 

Систематическая проверка учеников на содержание в крови наркотических средств

 

Имеются ли у Вас дети, обучающиеся в школе?

 

Далее мы спросили респондентов об их отношении к введению в школьную программу трех предметов: основ религиозных культур и светской этики, начальной военной подготовки (НВП) и основ экономики и финансовой грамотности.

Введение основ религиозных культур респонденты скорее не поддерживают (абсолютно отрицательно к этому относятся 18,5%, скорее отрицательно — 20,4%, а 27,2% относятся нейтрально). К НВП как школьному предмету 33,1% респондентов относятся скорее положительно, 27,1% абсолютно положительно, а 22,9% — нейтрально. Введение основ экономики и финансовой грамотности поддерживает большинство респондентов: 45,1% относятся к этому предмету абсолютно положительно, а 39,2% — скорее положительно.

С нынешнего учебного года Министерство образования Краснодарского края обязало все школы региона проводить еженедельные «информационные пятиминутки» среди учащихся младших, средних и старших классов. Почти половина опрошенных считает, что это полезная мера, так как она позволит ребенку самостоятельно ориентироваться в информационной картине мира, 26,8% считают, что благодаря этому ребенок узнает о последних событиях. Еще четверть респондентов не поддерживает введение «пятиминуток» (15,4% — потому что это отвлекает от обучения основным предметам и 9,5% — потому что видят в этом принуждение к внеучебной деятельности).

Мнения респондентов об оптимизации программы обучения, при реализации которой ученик сможет выбирать «профильные» предметы, разделились: 43,2% скорее поддерживают эту инициативу и считают, что ребенок будет лучше знать предметы, которые потом пригодятся ему в жизни. В то же время 26,5% считают, что специализация на одних предметах не позволит полноценно изучить другие. 

Предметы, объем изучения которых в школе необходимо увеличить по мнению респондентов: русский язык (56%), иностранный язык (51%), математика (35%), история (35%), информатика (34%).

Предметы, объем изучения которых в школе, по мнению респондентов, можно сократить или исключить из программы в целом: основы религиозных культур и светской этики (37%), музыка (32%), философия (26%).

Следующая часть нашего исследования касалась проблемы безопасности в школах. Половина опрошенных считает, что современная российская школа скорее безопасна для учеников (51%). На первое место среди потенциальных опасностей опрошенные поставили психологическую травлю со стороны одноклассников (70%), на второе — физическое насилие со стороны одноклассников (58%). Нервный стресс (54%) и угроза наркотиков (54%) разделили третье место.

Большинство опрошенных уверены, что в последнее время произошёл рост агрессивности среди детей и конкретно школьников (определенно согласны с этим 37%, скорее согласны — 48,2%). При этом респонденты, живущие в населенном пункте с численностью населения 20-100 тыс. чел., соглашались с этим утверждением чаще, чем все опрошенные в целом. 

Также мы спросили респондентов об их отношении к таким инициативам повышения безопасности в школах, как досмотр детей при входе в школу на наличие запрещённых предметов и систематическая проверка учеников на содержание в крови наркотических средств. Большинство поддерживает эти инициативы: однозначно за досмотр высказались 28%, скорее за — 42%; однозначно за проверку на наркотики высказались 35%, скорее за — 41%.


Выборка исследования


Было опрошено 1213 респондентов, из них: 54,8 — женщины, 45,2%— мужчины.

Возраст: младше 18 лет — 0,9%, 18-30 лет —26,2%, 31-45 лет — 35,6%, 46-60 лет — 28,8%, старше 60 лет — 8,9%. 
Образование: без образования —  0,3%, неоконченное образование — 0,3%, среднее — 3,7%, средне-специальное — 19,4%, неоконченное высшее — 8%, высшее — 58%, несколько высших — 6,9%,  учёная степень — 3,5%. 

Распределение по численности населённых пунктов: менее 20 тыс. чел. — 7,6%, 20-100 тыс. чел. — 14,1%, 100-500 тыс. чел. — 19,8%, 500 тыс. - 1 млн. чел. — 15,3%, более 1 млн. чел. — 43,2%. 
Распределение по федеральным округам: ЦФО — 21,8%, СЗФО — 7,7%, ЮФО — 10,9%, СКФО — 1,5%, ПФО — 20,2%, УФО — 9,3%, СФО — 14,4%, ДВФО — 4,6%, Москва — 6,6%, Санкт-Петербург — 2,9%, живут в другой стране — 0,2%.  Погрешность составляет 2,8%.




Популярные материалы