Состояние российской школы
Согласно нашему опросу, большинство россиян считает основными функциями школы моральное и ценностное воспитание личности (74,4%), а также передачу ребенку набора теоретических знаний по широкому кругу предметов (70%). В то же время 24,2% респондентов уверены, что школа не справляется ни с передачей знаний, ни с воспитанием личности.
Результаты исследования
Некоторые комментарии |
|
Как Вы относитесь к введению в школах следующих предметов?
Отношение к инициативе введения «профильных» предметов в зависимости от возраста
Как Вы относитесь к инициативе оптимизации программы обучения, когда ученик выбирает несколько основных «профильных» предметов с второстепенным изучением остальных? | ||||
Ваш возраст | Однозначно за | Скорее всего, за | Скорее всего, нет | Однозначно нет |
Младше 18 лет | 50% | 33,3% | 16,3% | 0,4% |
18-30 лет | 18,2% | 48,4% | 24,2% | 9,2% |
31-45 лет | 11,6% | 43,4% | 26,9% | 18,1% |
46-60 лет | 9,8% | 40,8% | 29,7% | 19,7% |
Старше 60 лет | 9,3% | 36,1% | 21,3% | 33,3% |
Мнение респондентов о росте агрессивности детей в зависимости от численности населённого пункта
По вашему мнению, произошел ли в последнее время рост агрессивности детей и конкретно школьников? | ||||
В населённом пункте какой численности Вы проживаете? | Определенно да | Скорее всего, да | Скорее всего, нет | Определенно нет |
Менее 20 тыс. чел. | 29,9% | 50,6% | 19,5% | 0% |
20-100 тыс. чел. | 40,2% | 50,3% | 8,9% | 0,6% |
100-500 тыс. чел. | 31,9% | 51,3% | 15,5% | 1,3% |
500 тыс. - 1 млн. чел. | 40,9% | 45,5% | 13,1% | 0,5% |
Более 1 млн. чел. | 38,3% | 46,7% | 13,4% | 1,6% |
Выскажите, пожалуйста, свое отношение к представленным инициативам повышения безопасности в школах?
Далее мы спросили респондентов об их отношении к введению в школьную программу трех предметов: основ религиозных культур и светской этики, начальной военной подготовки (НВП) и основ экономики и финансовой грамотности.
Введение основ религиозных культур респонденты скорее не поддерживают (абсолютно отрицательно к этому относятся 18,5%, скорее отрицательно — 20,4%, а 27,2% относятся нейтрально). К НВП как школьному предмету 33,1% респондентов относятся скорее положительно, 27,1% абсолютно положительно, а 22,9% — нейтрально. Введение основ экономики и финансовой грамотности поддерживает большинство респондентов: 45,1% относятся к этому предмету абсолютно положительно, а 39,2% — скорее положительно.
С нынешнего учебного года Министерство образования Краснодарского края обязало все школы региона проводить еженедельные «информационные пятиминутки» среди учащихся младших, средних и старших классов. Почти половина опрошенных считает, что это полезная мера, так как она позволит ребенку самостоятельно ориентироваться в информационной картине мира, 26,8% считают, что благодаря этому ребенок узнает о последних событиях. Еще четверть респондентов не поддерживает введение «пятиминуток» (15,4% — потому что это отвлекает от обучения основным предметам и 9,5% — потому что видят в этом принуждение к внеучебной деятельности).
Мнения респондентов об оптимизации программы обучения, при реализации которой ученик сможет выбирать «профильные» предметы, разделились: 43,2% скорее поддерживают эту инициативу и считают, что ребенок будет лучше знать предметы, которые потом пригодятся ему в жизни. В то же время 26,5% считают, что специализация на одних предметах не позволит полноценно изучить другие.
Предметы, объем изучения которых в школе необходимо увеличить по мнению респондентов: русский язык (56%), иностранный язык (51%), математика (35%), история (35%), информатика (34%).
Предметы, объем изучения которых в школе, по мнению респондентов, можно сократить или исключить из программы в целом: основы религиозных культур и светской этики (37%), музыка (32%), философия (26%).
Следующая часть нашего исследования касалась проблемы безопасности в школах. Половина опрошенных считает, что современная российская школа скорее безопасна для учеников (51%). На первое место среди потенциальных опасностей опрошенные поставили психологическую травлю со стороны одноклассников (70%), на второе — физическое насилие со стороны одноклассников (58%). Нервный стресс (54%) и угроза наркотиков (54%) разделили третье место.
Большинство опрошенных уверены, что в последнее время произошёл рост агрессивности среди детей и конкретно школьников (определенно согласны с этим 37%, скорее согласны — 48,2%). При этом респонденты, живущие в населенном пункте с численностью населения 20-100 тыс. чел., соглашались с этим утверждением чаще, чем все опрошенные в целом.
Также мы спросили респондентов об их отношении к таким инициативам повышения безопасности в школах, как досмотр детей при входе в школу на наличие запрещённых предметов и систематическая проверка учеников на содержание в крови наркотических средств. Большинство поддерживает эти инициативы: однозначно за досмотр высказались 28%, скорее за — 42%; однозначно за проверку на наркотики высказались 35%, скорее за — 41%.
Выборка исследования
Было опрошено 1213 респондентов, из них: 54,8 — женщины, 45,2%— мужчины.
Возраст: младше 18 лет — 0,9%, 18-30 лет —26,2%, 31-45 лет — 35,6%, 46-60 лет — 28,8%, старше 60 лет — 8,9%.
Образование: без образования — 0,3%, неоконченное образование — 0,3%, среднее — 3,7%, средне-специальное — 19,4%, неоконченное высшее — 8%, высшее — 58%, несколько высших — 6,9%, учёная степень — 3,5%.
Распределение по численности населённых пунктов: менее 20 тыс. чел. — 7,6%, 20-100 тыс. чел. — 14,1%, 100-500 тыс. чел. — 19,8%, 500 тыс. - 1 млн. чел. — 15,3%, более 1 млн. чел. — 43,2%.
Распределение по федеральным округам: ЦФО — 21,8%, СЗФО — 7,7%, ЮФО — 10,9%, СКФО — 1,5%, ПФО — 20,2%, УФО — 9,3%, СФО — 14,4%, ДВФО — 4,6%, Москва — 6,6%, Санкт-Петербург — 2,9%, живут в другой стране — 0,2%. Погрешность составляет 2,8%.