Общество 13 ноября 2017

Железнодорожный транспорт России в оценках пассажиров

В начале ноября РЖД на две недели приостанавливали продажу билетов в общие и плацкартные вагоны поездов дальнего следования, отправляющихся с 1 января 2018 года. Причиной были разногласия с антимонопольной службой из-за индексации тарифов на перевозки. Цены в итоге остались прежними, но устраивают ли они пассажиров? И соответствует ли стоимость билета на поезд предлагаемому сервису? И наконец, правильно ли, что железнодорожные перевозки находятся целиком в ведении государства? Мнения россиян — в нашем исследовании.

 

Результаты исследования 

Как часто Вы передвигаетесь железнодорожным транспортом?

 

В каком классе Вы предпочитаете передвигаться на поезде?

 

Поездами какого следования Вы пользуетесь чаще всего?

 

По Вашему мнению, стоимость ж/д билетов в России в настоящий момент...

 

Тенденции изменения поведения пассажиров  при повышении/понижении цен на ж/д билеты 

 

 

 

По Вашему мнению, перевозки по железным дорогам должна осуществлять одна крупная компания или несколько независимых?

 

Вспомните свою последнюю поездку на поезде. В каком типе вагона Вы передвигались?

 

Пожалуйста, оцените свою последнюю поездку на поезде по следующим критериям:

Техническое состояние вагона
Оценка производилась по шкале от 1 до 5, где 5 - отлично, 1 - очень плохо

 

Состояние сидений, полок
Оценка производилась по шкале от 1 до 5, где 5 - отлично, 1 - очень плохо

 

Состояние постельных принадлежностей
Оценка производилась по шкале от 1 до 5, где 5 - отлично, 1 - очень плохо

 

Уровень чистоты вагона
Оценка производилась по шкале от 1 до 5, где 5 - отлично, 1 - очень плохо

 

Санитарное состояние туалетных комнат
Оценка производилась по шкале от 1 до 5, где 5 - отлично, 1 - очень плохо

 

Качество и уровень работы проводников
Оценка производилась по шкале от 1 до 5, где 5 - отлично, 1 - очень плохо

 

Качество питания в поезде
Оценка производилась по шкале от 1 до 5, где 5 - отлично, 1 - очень плохо

 Средние оценки критериев 

Техническое состояние вагона 3,7
Состояние сидений, полок 3,8
Состояние постельных принадлежностей 3,8
Уровень чистоты вагона 3,7
Санитарное состояние туалетных комнат 3,3
Качество и уровень работы проводников 3,9
Качество питания в поезде 3
Некоторые комментарии 

В целом хорошо, единственное, это отсутствие розеток в плацкарт.

Две последние поездки на ЖД транспорте сопровождались рваным постельным бельем.

Старый вагон, отсутсвие кондиционера и биотуалета.

Цена питания в поезде - высокая, а порции маленькие. Кондиционер не работал. Жара и пот оставили неизгладимые, негативные впечатления. Нет возможности принять душ и убогое состояние туалета. Грязные ковры в коридоре и невежливые проводники.

 В вагоне тепло, чисто, проводники вежливые, следовал по расписанию.

 

Как Вы считаете, сервис, предоставляемый в поездах, соответствует стоимости билета?

 

 Ранжирование транспорта для междугородних поездок по частоте использования 

Расположите представленные виды передвижения между городами по частоте использования Вами: 1 место 2 место 3 место 4 место 5 место
Поезд  23,8% 28,2% 27,1% 17% 3,9%
Самолет 10,1% 13,1% 14% 25,1% 37,7%
Междугородний автобус 15,6% 28,2% 27,7% 18,6% 9,9%
Автомобиль личный 43,7% 14% 14,5% 12,4% 15,4%
Автомобиль с водителем (например, найденный через онлайн-сервис поиска попутчиков) 6,8% 16,5% 16,8% 26,9% 33%

 

Выбор способа междугороднего передвижения при равенстве стоимости проезда на каждом из них

 

 Предпочтения вида транспорта для междугородних поездок в зависимости от возраста 

  18-30 лет  31-45 лет  46-60 лет Старше 60 лет 
Поезд  43,8% 51% 52,2% 65,3%
Самолёт 39,4% 35,7% 29,9% 25,3%
Междугородний автобус  6,7% 6,2% 12,2% 8%
Автомобиль с водителем  10,1% 7,1% 5,8% 1,3%

 

В ходе исследования мы опрашивали респондентов, пользовавшихся железнодорожным транспортом в течение последних 12 месяцев. Большинство из них предпочитает передвигаться на поезде в купе и плацкартном вагоне (43,3% и 36,6% соответственно), общие вагоны выбирают лишь 14,9%. Эти результаты, скорее всего, обусловлены большей распространенностью среди россиян поездок на поездах дальнего следования в сравнении с пригородными поездами. 

Что касается тарифов на железнодорожные перевозки, то почти половина опрошенных (48%) считает, что стоимость ж/д билетов в нашей стране в целом высокая. Еще 13,5% находят ее очень высокой. Низкими или очень низкими цены на ж/д перевозки считают в совокупности лишь 1,5%.

Мы также предложили респондентам оценить свое поведение в условиях повышения или понижения стоимости ж/д билетов. Так, при повышении цен на 5% большинство респондентов продолжат ездить в том же классе и с той же частотой (71,2%). При условии, что цены на билеты повысятся более чем на 10%, уже 33,7% опрошенных перейдут на альтернативный вид транспорта. Лишь 18,9% опрошенных готовы перейти на более высокий класс вагона и только в том случае, если цены на билеты снизятся более чем на 10%.

Мнения респондентов о том, соответствует ли сервис в поездах стоимости билета, разделились: 40,5% опрошенных считают, что в целом соответствует, 40% — что соответствует в малой степени.

Мы попросили респондентов подробнее оценить свой последний опыт поездки на поезде по некоторым критериям. Техническое состояние вагона большая часть опрошенных оценивает на «4» (37,3%). Состояние сидений и полок также многие респонденты оценивают на «4» (39,6%). Состояние постельных принадлежностей примерно равное количество респондентов оценили на «4» и «5» (29,6% и 28,1% соответственно). Уровень чистоты вагонов 37,2% опрошенных опять же оценивают на четверку. Санитарное состояние большая часть респондентов оценивает на «3» и «4» (27,4% и 28% соответственно).  Качество и уровень работы проводников на «4» оценивают 36,3% опрошенных. Качество питания оценивают чаще всего на «3» — 22%. Отметим, что в свою последнюю поездку 42,4% опрошенных передвигались в купе, 35,9% — в плацкартном и 16,8% — в общем вагоне. 

Сегодня железнодорожные перевозки в нашей стране монополизированы государством. Это решение поддерживают немногим более четверти опрошенных — 27,8%. При этом 54,1% респондентов считают необходимым допустить к ж/д перевозкам несколько независимых компаний. 

В заключительной части опроса мы предложили респондентам выбрать предпочтительный вид транспорта для путешествия на небольшое, относительно размеров нашей страны, расстояние при условии одинаковой стоимости проезда. Половина опрошенных (49,4%) в этом случае выбрали бы поезд, а 33,5% — самолет. Существуют значительные отличия в ответах респондентов в зависимости от их возраста. Так, поезд  выбрали бы 43,8% респондентов в возрасте 18-30 лет, и уже 65,3% —старше 60 лет. Самолет выбрали бы 39,4% респондентов в возрасте 18-30 лет и 25,3% — старше 60 лет.


Выборка исследования

Было опрошено 1152 респондента, из них: 55,6% — женщины, 44,4% — мужчины. Распределение по возрасту:  18-30 лет — 26,7%, 31-45 лет — 36,1%, 46-60 лет — 30,6%, старше 60 лет — 6,6%. Распределение по образованию:  без образования —  0,2%, неоконченное образование — 0,5%, среднее — 4,5%, средне-специальное — 16,7%, неоконченное высшее — 7,5%, высшее — 62%, несколько высших — 5,9%,  учёная степень — 2,8%. Распределение по численности населённых пунктов: менее 20 тыс. чел. — 6,9%, 20-100 тыс. чел. — 14,9%, 100-500 тыс. чел. — 19,3%, 500 тыс. - 1 млн. чел. — 15,9%, более 1 млн. чел. — 43%. Распределение по федеральным округам: ЦФО — 24,1%, СЗФО — 9,1%, ЮФО — 9,9%, СКФО — 1,7%, ПФО — 20,2%, УФО — 10,1%, СФО — 13,6%, ДВФО — 4,4%. Москва – 4,6%, Санкт-Петербург – 2,2%. Погрешность составляет 2,9%.




Популярные материалы