Железнодорожный транспорт России в оценках пассажиров
В начале ноября РЖД на две недели приостанавливали продажу билетов в общие и плацкартные вагоны поездов дальнего следования, отправляющихся с 1 января 2018 года. Причиной были разногласия с антимонопольной службой из-за индексации тарифов на перевозки. Цены в итоге остались прежними, но устраивают ли они пассажиров? И соответствует ли стоимость билета на поезд предлагаемому сервису? И наконец, правильно ли, что железнодорожные перевозки находятся целиком в ведении государства? Мнения россиян — в нашем исследовании.
Результаты исследования
Тенденции изменения поведения пассажиров при повышении/понижении цен на ж/д билеты
 
Пожалуйста, оцените свою последнюю поездку на поезде по следующим критериям:
Средние оценки критериев
| Техническое состояние вагона | 3,7 | 
| Состояние сидений, полок | 3,8 | 
| Состояние постельных принадлежностей | 3,8 | 
| Уровень чистоты вагона | 3,7 | 
| Санитарное состояние туалетных комнат | 3,3 | 
| Качество и уровень работы проводников | 3,9 | 
| Качество питания в поезде | 3 | 
| Некоторые комментарии | 
| В целом хорошо, единственное, это отсутствие розеток в плацкарт. Две последние поездки на ЖД транспорте сопровождались рваным постельным бельем. Старый вагон, отсутсвие кондиционера и биотуалета. Цена питания в поезде - высокая, а порции маленькие. Кондиционер не работал. Жара и пот оставили неизгладимые, негативные впечатления. Нет возможности принять душ и убогое состояние туалета. Грязные ковры в коридоре и невежливые проводники. В вагоне тепло, чисто, проводники вежливые, следовал по расписанию. | 
Ранжирование транспорта для междугородних поездок по частоте использования
| Расположите представленные виды передвижения между городами по частоте использования Вами: | 1 место | 2 место | 3 место | 4 место | 5 место | 
| Поезд | 23,8% | 28,2% | 27,1% | 17% | 3,9% | 
| Самолет | 10,1% | 13,1% | 14% | 25,1% | 37,7% | 
| Междугородний автобус | 15,6% | 28,2% | 27,7% | 18,6% | 9,9% | 
| Автомобиль личный | 43,7% | 14% | 14,5% | 12,4% | 15,4% | 
| Автомобиль с водителем (например, найденный через онлайн-сервис поиска попутчиков) | 6,8% | 16,5% | 16,8% | 26,9% | 33% | 
Предпочтения вида транспорта для междугородних поездок в зависимости от возраста
| 18-30 лет | 31-45 лет | 46-60 лет | Старше 60 лет | |
| Поезд | 43,8% | 51% | 52,2% | 65,3% | 
| Самолёт | 39,4% | 35,7% | 29,9% | 25,3% | 
| Междугородний автобус | 6,7% | 6,2% | 12,2% | 8% | 
| Автомобиль с водителем | 10,1% | 7,1% | 5,8% | 1,3% | 
В ходе исследования мы опрашивали респондентов, пользовавшихся железнодорожным транспортом в течение последних 12 месяцев. Большинство из них предпочитает передвигаться на поезде в купе и плацкартном вагоне (43,3% и 36,6% соответственно), общие вагоны выбирают лишь 14,9%. Эти результаты, скорее всего, обусловлены большей распространенностью среди россиян поездок на поездах дальнего следования в сравнении с пригородными поездами.
Что касается тарифов на железнодорожные перевозки, то почти половина опрошенных (48%) считает, что стоимость ж/д билетов в нашей стране в целом высокая. Еще 13,5% находят ее очень высокой. Низкими или очень низкими цены на ж/д перевозки считают в совокупности лишь 1,5%.
Мы также предложили респондентам оценить свое поведение в условиях повышения или понижения стоимости ж/д билетов. Так, при повышении цен на 5% большинство респондентов продолжат ездить в том же классе и с той же частотой (71,2%). При условии, что цены на билеты повысятся более чем на 10%, уже 33,7% опрошенных перейдут на альтернативный вид транспорта. Лишь 18,9% опрошенных готовы перейти на более высокий класс вагона и только в том случае, если цены на билеты снизятся более чем на 10%.
Мнения респондентов о том, соответствует ли сервис в поездах стоимости билета, разделились: 40,5% опрошенных считают, что в целом соответствует, 40% — что соответствует в малой степени.
Мы попросили респондентов подробнее оценить свой последний опыт поездки на поезде по некоторым критериям. Техническое состояние вагона большая часть опрошенных оценивает на «4» (37,3%). Состояние сидений и полок также многие респонденты оценивают на «4» (39,6%). Состояние постельных принадлежностей примерно равное количество респондентов оценили на «4» и «5» (29,6% и 28,1% соответственно). Уровень чистоты вагонов 37,2% опрошенных опять же оценивают на четверку. Санитарное состояние большая часть респондентов оценивает на «3» и «4» (27,4% и 28% соответственно). Качество и уровень работы проводников на «4» оценивают 36,3% опрошенных. Качество питания оценивают чаще всего на «3» — 22%. Отметим, что в свою последнюю поездку 42,4% опрошенных передвигались в купе, 35,9% — в плацкартном и 16,8% — в общем вагоне.
Сегодня железнодорожные перевозки в нашей стране монополизированы государством. Это решение поддерживают немногим более четверти опрошенных — 27,8%. При этом 54,1% респондентов считают необходимым допустить к ж/д перевозкам несколько независимых компаний.
В заключительной части опроса мы предложили респондентам выбрать предпочтительный вид транспорта для путешествия на небольшое, относительно размеров нашей страны, расстояние при условии одинаковой стоимости проезда. Половина опрошенных (49,4%) в этом случае выбрали бы поезд, а 33,5% — самолет. Существуют значительные отличия в ответах респондентов в зависимости от их возраста. Так, поезд выбрали бы 43,8% респондентов в возрасте 18-30 лет, и уже 65,3% —старше 60 лет. Самолет выбрали бы 39,4% респондентов в возрасте 18-30 лет и 25,3% — старше 60 лет.
Выборка исследования
Было опрошено 1152 респондента, из них: 55,6% — женщины, 44,4% — мужчины. Распределение по возрасту:  18-30 лет — 26,7%, 31-45 лет — 36,1%, 46-60 лет — 30,6%, старше 60 лет — 6,6%. Распределение по образованию:  без образования —  0,2%, неоконченное образование — 0,5%, среднее — 4,5%, средне-специальное — 16,7%, неоконченное высшее — 7,5%, высшее — 62%, несколько высших — 5,9%,  учёная степень — 2,8%. Распределение по численности населённых пунктов: менее 20 тыс. чел. — 6,9%, 20-100 тыс. чел. — 14,9%, 100-500 тыс. чел. — 19,3%, 500 тыс. - 1 млн. чел. — 15,9%, более 1 млн. чел. — 43%. Распределение по федеральным округам: ЦФО — 24,1%, СЗФО — 9,1%, ЮФО — 9,9%, СКФО — 1,7%, ПФО — 20,2%, УФО — 10,1%, СФО — 13,6%, ДВФО — 4,4%. Москва – 4,6%, Санкт-Петербург – 2,2%. Погрешность составляет 2,9%.