В интернете все общее? Россияне — о «пиратстве» и авторском праве
Большинство опрошенных согласны, что в современном обществе актуальны проблемы авторских прав, однако сами редко их соблюдают. Почему пользователи интернета не хотят платить за музыку, фильмы, компьютерные программы и как относятся к брендам, которые тоже нарушают права автора? Рассказываем в новом исследовании.
Большинство пользователей интернета (57%) не готовы платить за компьютерные программы, музыку, фильмы и книги в цифровом формате. Ожидаемо, чаще этого не хотят делать люди с низким доходом. Также за контент или софт чаще отказываются платить женщины — 62% против 51% мужчин.
Основной причиной этого они назвали высокую стоимость продуктов (60%), 39% респондентов жалко денег на подобные покупки, 36% считают, что скачать бесплатный контент проще и быстрее, а 35% не хотят платить за то, что есть в свободном доступе.
Смотреть бесплатно в HD
Чаще всего опрошенные покупают цифровые версии книг — 25% в большинстве случаев платят за них. Еще 17% обычно покупают компьютерные программы, 13% — игры, 11% — музыку, 9% — фильмы.
В настоящий момент, при желании посмотреть фильм, большинство (80%) предпочтут найти бесплатный вариант через поисковик, 30% бесплатно скачают его с торрент-трекера. И только 17% посмотрят фильм за деньги в онлайн-кинотеатре, а 4% купят диски DVD или Blu-ray.
Также меньшинство респондентов платят за прослушивание музыки: 9% используют платную подписку на музыкальные сервисы, 5% — музыкальную подписку в соцсетях. В то же время больше половины (52%) слушают радио и смотрят музыкальные телеканалы, 46% бесплатно скачивают музыку на различных сайтах, 27% бесплатно слушают в соцсетях с рекламными вставками, а 24% — с рекламными вставками на музыкальных сервисах.
Отметим, что больше половины опрошенных (54%) нейтрально относятся к использованию нелицензионного цифрового контента или софта, еще почти треть (28%) относятся к этому положительно, и только 17% — отрицательно. Однако чем старше респонденты, тем негативнее их отношение к «пиратству»: если среди опрошенных 18-30 лет отрицательно к этому относится 11%, то среди людей старше 55 лет — 31%.
Мне можно, другим нельзя
Лишь треть респондентов (30%) согласны, что у любой информации (текстов, музыки, изображений) есть создатель, который обладает авторскими правами, и использовать информацию без его разрешения нельзя. Большинство же (65%) уверены — любая информация, выложенная в свободный доступ в интернете, становится общественной и может быть использована. Кроме того, больше половины опрошенных (54%) считают, что авторы не вправе запрещать бесплатно ей обмениваться. Еще 46% ответили, что авторы должны получать отчисления от скачивания каждой копии своего произведения.
Однако, когда мы спросили о проблеме защиты и соблюдения авторских прав, большинство (66%) согласились, что это актуально в современном обществе. Обратного мнения придерживаются лишь 19%, еще 15% ответили, что не интересуются этим вопросом.
Также исследование показало, что большинство опрошенных изменят мнение о компании или бренде в негативную сторону, если узнают, что они используют или выдают за свои чужие идеи (65%), статьи и тексты (60%), аудио- и видеоматериал (54%), дизайн (53%), фотографии или изображения, а также логотипы и шрифты (по 51%).
О том, как защитить свою компанию от копирования, читайте в блоге «Анкетолога».
Выборка исследования
С 21 по 25 февраля с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1600 жителей РФ. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.