Чего не достать в магазинах? Еженедельный мониторинг потребительского поведения россиян
Россияне все реже посещают общественные места и все чаще сталкиваются с проблемами при покупке медицинских масок и антисептиков. «Анкетолог» продолжает наблюдать за ситуацией в потребительском секторе в условиях пандемии и самоизоляции.
Товары
Согласно результатам исследования, чуть меньше половины опрошенных нами россиян (48%) на прошлой неделе сталкивались со сложностями при покупке некоторых продуктов из-за их отсутствия или завышенной стоимости. В опросе от 27 марта этот показатель был чуть выше, 49%. При этом респондентам стало проще купить крупу и макаронные изделия — 18 и 7% соответственно сталкивались дефицитом этих продуктов, тогда как в исследовании от 27 марта эти показатели составляли 23 и 10%. Однако за прошлую неделю увеличилось число россиян, которые испытывали сложности с покупкой овощей и фруктов: 13% против 5% в исследовании от 27 марта. Показатели в отношении мяса, молока и других важных продуктов за этот период существенно не изменились.
Наиболее напряженная ситуация с покупкой продуктов, как и неделю назад, сложилась в Центральном и Приволжском федеральных округах. Например, в Приволжском ФО люди чаще жалуются на проблемы с покупкой мяса и птицы (13% против 6% неделю назад), а в Сибири и на Урале стало сложнее купить овощи и фрукты — 15% и 14% соответственно отметили их нехватку или подорожание против 9% и 7% неделю назад. В то же время в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Южном и Дальневосточном федеральных округах ситуация улучшилась.
Также опрос показал, что в целом россияне стали чаще сталкиваться с проблемами при покупке некоторых непродовольственных товаров. Так, 57% респондентов было сложно купить медицинские маски (40% неделю назад), 39% – антисептики для рук (29% неделю назад), 16% – антибактериальные салфетки (12%). Еще 16% не испытывали сложностей с покупками этих групп товаров, тогда как неделю назад этот показатель составлял 26%.
Услуги
Спрос на многие виды услуг продолжает падать. Так, лишь 18% на прошлой неделе пользовались услугами почтовых отделений, в предыдущем исследовании этот показатель составлял 28%. Также гораздо меньше людей стали посещать медицинские центры (9% против 18% неделю назад), заведения общепита (5% против 27%), салоны красоты (4% и 16%) и тренажерные залы (1% и 9%). В то же время вырос спрос на доставку еды — 16% заказывали еду на дом против 13% в предыдущем опросе.
Продолжает падать и посещаемость торговых центров: на прошлой неделе в них ходили 18% опрошенных, а на позапрошлой 50%. Также меньше людей посещали банки (16% против 31%), государственные учреждения (5% против 17%).
Только 22% россиян ответили, что пользовались общественным транспортом, хотя еще неделю назад на нем передвигалось в два раза больше опрошенных, 47%. Кроме того, респонденты стали реже использовать личный транспорт (44% против 48% неделю назад) и такси (12% против 17%).
Также 42% опрошенных ответили, что на прошлой неделе им приходилось отменять личные или рабочие поездки. В прошлом исследовании так сказали 24% россиян.
Выборка исследования
С 2 по 4 апреля с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1600 респондентов. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.