Ритейл 19 мая 2020

Бумага или цифра? Потребительские предпочтения россиян на книжном рынке

Доля россиян, готовых платить за книги на цифровых носителях, за последний год несколько увеличилась, однако бумага по-прежнему остается наиболее привычным форматом. Что читают наши соотечественники и где они покупают книги – во фрагменте нового исследования потребительских предпочтений.

 

 

Абсолютное большинство опрошенных нами россиян (88%) по-прежнему предпочитают бумажные книги. Электронные книги выбирают 38%, аудиокниги – 18%. Подавляющее преимущество бумажных книг за год пошатнулось незначительно, однако отметим, что в мае 2019 года их выбирали несколько больше респондентов – 90%, а электронные и аудиокниги, напротив, стали чуть популярнее: 36% и 15% в опросе год назад.

Небольшой рост популярности книг на цифровых носителях отражается и на доле россиян, готовых платить за них. Так, 19% опрошенных, покупавших книги в течение года, скачивали книгу за деньги (17% в опросе год назад), 8% покупали подписку на электронные книги (6% год назад), 9% покупали аудиокниги (6%). При этом цифровые книги россияне все еще предпочитают скачивать бесплатно – 43%, однако отметим, что это показатель за год слегка снизился: по данным исследования в мае 2019 года он составлял 45%.

Также важно, что за год ощутимо выросла доля россиян, обычно покупающих книги в интернет-магазинах: с 37 до 46% опрошенных, покупавших книги в этот период. Отметим, что это может быть связано с закрытием книжных магазинов и торговых центров из-за ситуации с коронавирусом. Если говорить о народном рейтинге книжных интернет-магазинов, то ведущая тройка за год не изменилась: OZON (60%), Labirint.ru (44%) и Читай-город (39%).  

 

Что читают россияне 

Любимым жанром художественной литературы у россиян остается детектив: его выбирают 52% опрошенных, покупавших книги в течение последнего года. Приключения назвали в числе любимых жанров 49%, фантастику – 46%, исторический роман – 45%, классическую прозу – 39%, фэнтези – 34%, юмористические произведения – 31%, современную прозу – 26%, триллеры – 23%.  Что касается нехудожественной литературы, то большая часть опрошенных читают книги по психологии (45%) и кулинарии (40%).

В первой десятке любимых авторов оказались в основном представители русской классики, а также Борис Акунин, Стивен Кинг, Агата Кристи, Александр Дюма и Эрих Мария Ремарк. 

Художественную литературу каких жанров вы предпочитаете?
Множественный выбор, % от опрошенных, приобретавших художественную литературу за последний год, представлены наиболее популярные варианты ответов
Художественную литературу каких жанров вы предпочитаете?
Сравнение данных за 2019 и 2020 годы. Множественный выбор, % от опрошенных, покупавших художественную литературу за последний год, представлены наиболее популярные варианты ответов
Ваш любимый автор (независимо от направления и жанра):
Множественный выбор, представлены наиболее популярные варианты ответов
Прикладную/нехудожественную литературу на какие темы вы приобретали за последний год?
Множественный выбор, % от опрошенных, приобретавших нехудожественную литературу, представлены наиболее популярные варианты ответов
Что вы предпочитаете?
Множественный выбор
Что вы предпочитаете?
Сравнение данных за 2019 и 2020 год
Где вы обычно приобретаете бумажные книги?
Сравнение данных за 2019 и 2020 годы, множественный выбор, % от опрошенных, приобретавших книги за последний год
В каких-интернет магазинах вы обычно приобретаете книги?
Сравнение данных за 2020 и 2019 год, множественный выбор, % от опрошенных, приобретавших книги в интернет-магазинах, представлены наиболее популярные варианты ответов
Приобретали ли вы за последний год книги в электронном формате?
Сравнение данных за 2020 и 2019 год, % от опрошенных, покупавших книги за последний год

 

Выборка исследования

С 18 по 19 мая с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1800 респондентов, проживающих в городах России с населением более 100 тыс. чел. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,4%.    

 

Купить полные результаты исследования потребительских предпочтений на книжном рынке в России

 

Популярные материалы