Ритейл 29 июля 2022

Что будут курить россияне, если из продажи исчезнут привычные табачные бренды

Из-за западных санкций крупнейшие табачные компании покидают российский рынок. Мы узнали, что обычно курят наши соотечественники, каким маркам сигарет отдают предпочтение и как изменят свои потребительские практики, если в продаже не окажется привычного табачного бренда.

 

 

В исследовании участвовали курящие россияне — 36% от общего числа опрошенных. Абсолютное большинство респондентов (84%) курят обычные сигареты, папиросы и сигары. Четверть (24%) предпочитают системы нагревания табака, например, IQOS или PAX, 23% — вейп и электронные сигареты, и 14% — кальян.

Заметим, что сигареты, папиросы и сигары чаще всего курят мужчины и респонденты старше 55 лет. А системы нагревания табака и кальян предпочитают в большей степени женщины, молодежь 18-30 лет и опрошенные, которые имеют ежемесячный личный доход более 70 000 рублей.

 

Какие торговые марки сигарет наиболее востребованы в России

Далее мы узнали, каким торговым маркам отдают предпочтение потребители сигарет, папирос и сигар. Так, большая часть (21%) обычно покупают продукцию Winston, 16% — Rothmans, по 15% — Philip Morris и Kent, по 14% — LD и Camel. В десятку наиболее покупаемых торговых марок сигарет также вошли Marlboro (13%), Bond, Chesterfield и Parliament (по 10%).

По данным опроса, 39% потребителей сигарет выкуривают пять и более пачек в неделю. Еще 10% расходуют четыре упаковки, 13% — три, 11% — две, 15% — одну, и 12% — менее одной пачки.

Мы также узнали, сколько потребители обычно тратят за одну покупку сигарет. Так, более половины (58%) отметили сумму до 200 рублей: 33% — от 101 до 150 рублей, 23% — от 151 до 200 рублей, лишь 2% — до 100 рублей. Еще 12% тратят на покупку сигарет от 201 до 300 рублей, 11% — от 301 до 500 рублей, и 19% — более 500 рублей. 

 

Что будут курить россияне, если в продаже не будет изделий их любимого бренда

Когда мы спросили потребителей табачных изделий, заметили ли они изменения в их ассортименте в последние полгода, утвердительно ответили 44%. Среди них 36% указали, что стало меньше зарубежной продукции, тоже 36% — увеличилось число некачественных табачных изделий. По мнению 24%, в последние полгода появилось больше бюджетных товаров, 19% — увеличился ассортимент отечественной табачной продукции, и 18% — стало больше качественных изделий.

Далее мы спросили участников исследования, как изменится их покупательское поведение, если в продаже не окажется табачной продукции их любимой зарубежной марки. В целом 42% респондентов ответили, что не изменят частоту и объем покупки табачных изделий: 19% рассмотрят продукцию как отечественных, так и других зарубежных производителей, 12% предпочтут только российские марки, 11% — напротив, только иностранные.

Также 40% участников исследования ответили, что станут реже приобретать табачную продукцию, если в магазинах не будет изделий их привычных зарубежных производителей: 19% будут выбирать как иностранные, так и российские бренды, 11% предпочтут только отечественную продукцию, 10% — исключительно зарубежную.

Что важно, в целом 16% опрошенных совсем откажутся от курения, если в продаже не окажется табачных изделий их любимой зарубежной марки.

 

А если значительно вырастут цены?

Мы также спросили потребителей, как изменятся их практики покупки табачной продукции, если она подорожает на 50%. Чаще всего респонденты отвечали, что станут реже приобретать эту категорию товаров (41%). Еще 38% не сократят частоту и объем покупки: 22% выберут более бюджетные варианты, 16% будут приобретать изделия тех же производителей, что и сейчас. Совсем откажутся от курения 20%.

Если же табачная продукция подорожает вдвое, то уже 35% участников исследования будут готовы бросить курить. Также треть (33%) станут реже приобретать табачные изделия, 21% не сократят объем и частоту покупки, но перейдут на более дешевые товары, и только 10% ничего не изменят в своих практиках покупки табачной продукции.

 

Укажите, пожалуйста, что вы обычно курите?
Множественный выбор
Укажите, пожалуйста, что вы обычно курите?
Укажите, пожалуйста, что вы обычно курите?
Укажите, пожалуйста, что вы обычно курите?
Какие торговые марки сигарет вы покупаете?
Множественный выбор, % потребителей обычных сигарет, папирос, сигар Представлены наиболее популярные варианты ответа
Как часто вы покупаете сигареты?
Сколько в среднем пачек сигарет вы выкуриваете за неделю?
% потребителей обычных сигарет, папирос, сигар
Сколько в среднем вы тратите на приобретение сигарет за 1 раз?
% потребителей обычных сигарет, папирос, сигар
Для вас курение – это:
Заметили ли вы изменения в ассортименте табачных изделий и нагревательных систем за последние полгода?
Какие изменения в ассортименте табачных изделий и нагревательных систем вы заметили?
Множественный выбор, % от опрошенных, которые заметили какие-либо изменения в ассортименте табачных изделий и нагревательных систем
По вашим личным ощущениям, готовы ли вы отказаться от курения?
По вашим личным ощущениям, если стоимость табачной продукции и нагревательных систем вырастет на 50%, будете ли вы ее/их покупать в том же объеме (с той же частотой), что и ранее?
По вашим личным ощущениям, если стоимость табачной продукции и нагревательных систем вырастет в 2 раза (на 100%), будете ли вы ее/их покупать в том же объеме (с той же частотой), что и ранее?
По вашим личным ощущениям, если в ассортименте табачной продукции и/или нагревательных систем не будет любимого зарубежного производителя/бренда (наиболее предпочитаемого), будете ли вы покупать ее/их в том же объеме (с той же частотой), что и ранее?

 

Выборка исследования

С 27 по 29 июля с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 2400 россиян старше 18 лет, пользующихся табачной продукцией. Выборочная совокупность строилась согласно квотам по полу, возрасту и месту жительства респондентов в соответствии с социально-демографическими характеристиками населения России. В исследовании принимали участие жители городов РФ с населением от 100 тыс. чел.

 

Купить полные результаты исследования потребительских предпочтений на рынке табачных изделий

Популярные материалы