Что будут курить россияне, если из продажи исчезнут привычные табачные бренды
Из-за западных санкций крупнейшие табачные компании покидают российский рынок. Мы узнали, что обычно курят наши соотечественники, каким маркам сигарет отдают предпочтение и как изменят свои потребительские практики, если в продаже не окажется привычного табачного бренда.
В исследовании участвовали курящие россияне — 36% от общего числа опрошенных. Абсолютное большинство респондентов (84%) курят обычные сигареты, папиросы и сигары. Четверть (24%) предпочитают системы нагревания табака, например, IQOS или PAX, 23% — вейп и электронные сигареты, и 14% — кальян.
Заметим, что сигареты, папиросы и сигары чаще всего курят мужчины и респонденты старше 55 лет. А системы нагревания табака и кальян предпочитают в большей степени женщины, молодежь 18-30 лет и опрошенные, которые имеют ежемесячный личный доход более 70 000 рублей.
Какие торговые марки сигарет наиболее востребованы в России
Далее мы узнали, каким торговым маркам отдают предпочтение потребители сигарет, папирос и сигар. Так, большая часть (21%) обычно покупают продукцию Winston, 16% — Rothmans, по 15% — Philip Morris и Kent, по 14% — LD и Camel. В десятку наиболее покупаемых торговых марок сигарет также вошли Marlboro (13%), Bond, Chesterfield и Parliament (по 10%).
По данным опроса, 39% потребителей сигарет выкуривают пять и более пачек в неделю. Еще 10% расходуют четыре упаковки, 13% — три, 11% — две, 15% — одну, и 12% — менее одной пачки.
Мы также узнали, сколько потребители обычно тратят за одну покупку сигарет. Так, более половины (58%) отметили сумму до 200 рублей: 33% — от 101 до 150 рублей, 23% — от 151 до 200 рублей, лишь 2% — до 100 рублей. Еще 12% тратят на покупку сигарет от 201 до 300 рублей, 11% — от 301 до 500 рублей, и 19% — более 500 рублей.
Что будут курить россияне, если в продаже не будет изделий их любимого бренда
Когда мы спросили потребителей табачных изделий, заметили ли они изменения в их ассортименте в последние полгода, утвердительно ответили 44%. Среди них 36% указали, что стало меньше зарубежной продукции, тоже 36% — увеличилось число некачественных табачных изделий. По мнению 24%, в последние полгода появилось больше бюджетных товаров, 19% — увеличился ассортимент отечественной табачной продукции, и 18% — стало больше качественных изделий.
Далее мы спросили участников исследования, как изменится их покупательское поведение, если в продаже не окажется табачной продукции их любимой зарубежной марки. В целом 42% респондентов ответили, что не изменят частоту и объем покупки табачных изделий: 19% рассмотрят продукцию как отечественных, так и других зарубежных производителей, 12% предпочтут только российские марки, 11% — напротив, только иностранные.
Также 40% участников исследования ответили, что станут реже приобретать табачную продукцию, если в магазинах не будет изделий их привычных зарубежных производителей: 19% будут выбирать как иностранные, так и российские бренды, 11% предпочтут только отечественную продукцию, 10% — исключительно зарубежную.
Что важно, в целом 16% опрошенных совсем откажутся от курения, если в продаже не окажется табачных изделий их любимой зарубежной марки.
А если значительно вырастут цены?
Мы также спросили потребителей, как изменятся их практики покупки табачной продукции, если она подорожает на 50%. Чаще всего респонденты отвечали, что станут реже приобретать эту категорию товаров (41%). Еще 38% не сократят частоту и объем покупки: 22% выберут более бюджетные варианты, 16% будут приобретать изделия тех же производителей, что и сейчас. Совсем откажутся от курения 20%.
Если же табачная продукция подорожает вдвое, то уже 35% участников исследования будут готовы бросить курить. Также треть (33%) станут реже приобретать табачные изделия, 21% не сократят объем и частоту покупки, но перейдут на более дешевые товары, и только 10% ничего не изменят в своих практиках покупки табачной продукции.
Выборка исследования
С 27 по 29 июля с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 2400 россиян старше 18 лет, пользующихся табачной продукцией. Выборочная совокупность строилась согласно квотам по полу, возрасту и месту жительства респондентов в соответствии с социально-демографическими характеристиками населения России. В исследовании принимали участие жители городов РФ с населением от 100 тыс. чел.
Купить полные результаты исследования потребительских предпочтений на рынке табачных изделий