Как часто россияне пьют кофе и сократят ли его потребление из-за роста цен?
В связи с неурожаем, затруднением поставок и колебанием курса валют в России подорожал кофе. Мы решили узнать, как часто и по каким причинам наши соотечественники пьют этот напиток, какие его виды предпочитают, а также как подорожание кофе скажется на их потребительском поведении.
В целом 74% россиян признались, что любят пить кофе, и далее в исследовании участвовала только эта категория граждан. Среди них 79% потребляют кофе практически ежедневно, 15% — 2-3 раза в неделю, и лишь 6% — раз в неделю и реже. Отметим, что пьют этот напиток почти каждый день чаще всего респонденты 46-55 лет и старше 55 лет (по 83%), а также опрошенные с личным ежемесячным доходом свыше 70 000 рублей (85%).
Мы узнали, почему россияне обычно пьют кофе. Большинство (67%) отметили, что получают от него удовольствие, для 46% это любимый напиток, еще 46% сказали, что он придает им бодрость, 39% — что помогает проснуться, 36% — поднимает настроение. Кроме того, для 35% пить кофе — это привычка, 23% отметили, что он тонизирует в ситуациях, когда требуется внимательность, например, за рулем, 18% — что снимает усталость, и 17% пьют кофе просто за компанию с семьей или друзьями.
Отметим, что лишь 17% потребителей считают кофе вредным для здоровья, при этом чем старше респонденты, тем реже они так отвечали — 30% молодых людей 18-30 лет против 7% опрошенных старше 55 лет. Большинство же респондентов (59%) после употребления этого напитка замечают улучшение своего самочувствия. Еще 39% не видят никаких изменений, и лишь 2% ответили, что их состояние после кофе ухудшается.
Что россияне добавляют в кофе?
Далее вопросы касались личных предпочтений россиян относительно кофе. Если говорить о способе заваривания, 66% нравится готовить его прямо в кружке, например, растворимый кофе, 52% предпочитают напиток из турки или джезвы, тоже 52% — из кофемашины, и 11% выбирают альтернативные способы приготовления, например, в кемексе.
Что касается добавок в кофе, чаще всего россияне пьют этот напиток со сливками, молоком животного происхождения (по 51%) и сахаром (49%). Значительно меньше опрошенных (31%) добавляют мороженое, 25% — сгущенное молоко, 21% — пряности и специи, 17% — алкогольные напитки. Кофе со сладкими сиропами любят 16%, с растительным молоком — 14%, и лимоном — 11%. Пить этот напиток без добавок предпочитают 39% опрошенных.
Мы также спросили респондентов, кофе каких торговых марок они приобретали в последние полгода. Около половины (46%) отметили бренд Jacobs, 40% — Nescafe, 26% — Jardin, 23% — «Черная Карта», 20% — Lavazza. По 19% назвали торговые марки Egoiste и «Жокей», по 15% — Carte Noire и Paulig, и 13% — Bushido.
Мужчины чаще выбирают американо и эспрессо
Абсолютное большинство опрошенных (91%) обычно покупают кофе для приготовления дома. Среди них 73% приобретают растворимый, 58% — молотый, 50% — в зернах. Гораздо меньше опрошенных (12%) покупают кофейные смеси в сашетах, например, 3 в 1, 11% — в капсулах, 5% — в дрип-пакетах, и только 2% — в пирамидках.
Также 36% приобретают готовый кофе навынос или для употребления в заведении, причем молодежь 18-30 лет делает это значительно чаще (57% против 25% респондентов старше 55 лет). Среди видов готового кофе потребители чаще всего покупают капучино (63%), латте и американо (по 51%). Несколько реже приобретают эспрессо (33%), гляссе (22%), мокко (19%), раф-кофе (15%). Маккиато предпочитают 12% потребителей, фраппе — 9%, и кофе по-ирландски — 8%.
Стоит отметить, что мужчины чаще покупают американо (59% против 44% женщин) и эспрессо (36% против 30% соответственно), а женщины — капучино (68% против 55% мужчин), латте (61% против 36% соответственно), гляссе (26% против 15%) и раф-кофе (20% против 8%).
Некоторые готовы отказаться от кофе из-за роста цен
Мы отдельно спросили у респондентов, продолжат ли они покупать кофе, если цены на него значительно вырастут. Так, при подорожании на 50% половина опрошенных (50%) станут приобретать его реже или в меньших объемах, еще 24% не уменьшат количество покупаемого кофе, но перейдут на бюджетные варианты, и лишь 4% откажутся от него совсем. Продолжат покупать этот продукт как и прежде 22% опрошенных.
Если же цена на кофе вырастет вдвое, то продолжат брать те же сорта в том же объеме только 12%. Более половины опрошенных потребителей (54%) станут приобретать этот продукт реже, 19% не снизят количество покупаемого кофе, но будут выбирать более дешевые варианты, а откажутся от напитка совсем уже 15%.
Выборка исследования
С 28 по 29 марта с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1700 россиян старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.