Дополнительное образование детей. Результаты опроса
С помощью онлайн-панели Anketolog.ru опросили 2000 россиян, имеющих несовершеннолетних детей. Узнали, какие секции и кружки посещают российские дети, многие ли изучают иностранный язык и чем занимаются в свободное время. Исследование провели совместно с Mediacom.Expert.
Чаще всего кружки и секции посещают дети в средней школе от 10 до 12 лет (32%). Среди детей от 13 до 14 лет – 22%, и среди старших школьников от 15 до 17 лет – тоже 22%. Дети в начальной школе посещают кружки чуть реже: от 8 до 9 лет – 21%, от 6 до 7 лет – 19%, до 5 лет – 13%.
У большинства (65%) опрошенных посещают секцию или кружок один ребенок, у 26% двое детей заняты в дошкольном образовании, трое детей – у 3%. У 6% опрошенных дети не посещают дополнительные занятия.
Больше половины (56%) школьников посещают дополнительное образование в частной организации, в государственной – 42%.
Наиболее популярные кружки и секции в рамках дополнительного образования:
- танец и хореография — 22%
- изобразительное творчество — 22%
- игровой и командный спорт — 19%
- индивидуальный спорт — 18%
- единоборства — 17%
- информатика и программирование — 13%
Больше трети (37%) школьников посещают один кружок или секцию, два — 36%, три — 18%, более четырех — 10%.
Чем занимаются дети в свободное время?
- проводят время с семьей — 96%
- сидят за компьютером — 93%
- гуляют с друзьями — 91%
- помогают по дому — 84%
- смотрят телевизор — 80%
- занимаются в секции вне учебного учреждения — 79%
- читают — 74%
- хобби — 77%
- учебой совместно с родителями — 73%
- ходят в кружок в школе / детском саду — 60%
- учебой с репетитором — 31%
- посещают курсы (в том числе онлайн) — 31%
- ходят в школу искусств — 29%
- посещают развивающий центр — 24%
31% школьников занимаются учебой с репетитором
Половина школьников (52%) пользуются услугами репетитора для повышения успеваемости по предмету, для подготовки к экзаменам — 37%, репетиторские услуги по разным предметам — 33%, подготовка к школе — 18%, помощь с домашними заданиями — 16%, помощь логопеда или дефектолога — 14%.
Два часа в неделю с репетиром проводят 28% школьников, три часа — 19%, четыре часа — 16%, шесть часов — 9%, пять часов — 7%, один час — 5%.
Чаще всего школьники изучают с репетитором два предмета (38%) или один (34%). Три предмета — 20%, четыре — 5%, пять и более — 3%.
Самые популярные предметы для репетиторства:
- Математика — 52%
- Иностранный язык — 49%
- Русский язык — 35%
- Литература — 9%
- Химия — 8%
- Физика — 8%
Большинство (87%) родителей принимают активное участие в занятиях ребенка в кружках и следят за результатами этой деятельности (88%). Взаимодействуют с педагогом — 73%, ищут информацию о кружках и других активностях — 64%. Больше половины (57%) помогают выполнять домашние задания с кружков. Четверть (27%) присутствуют на дополнительных занятиях.
При выборе кружков и секций родители ориентируются на:
- отзывы друзей и знакомых, чьи дети занимаются в этой организации, или их детьми (44%)
- официальные сайты организации, кружка или секции (37%)
- интернет-форумы, социальные сети (36%)
- общение с педагогами детского сада, школы, где обучается ребенок (26%)
- официальные сайты органов власти, управления образованием (20%)
- дни открытых дверей в организации, кружке и секции (20%)
- общение с преподавателями и администрацией дополнительного образования (17%)
- наружная реклама кружка (12%)
- интернет реклама (12%)
Больше всего на выбор кружка и секции влияет интерес и желание ребенка (64%), квалифицированные педагоги (48%), территориальное расположение (45%), хороший психологический климат в коллективе (42%), форма обучения (41%), талант и способности ребенка (41%) и полную и достоверную информацию об обучении (39%).
В среднем треть (32%) родителей тратят на дополнительное образование ребенка от 5 000 до 10 000 рублей в месяц. Тратят менее 5 000 рублей — 31%, от 10 000 до 15 000 рублей — 13%, бесплатно — 11%, от 15 000 до 20 000 рублей — 7%, более 20 000 рублей в месяц тратят 7% родителей.
В целом родители довольны дополнительным образованием своего ребенка, по 10 балльной шкале они оценивают её на 8,6 баллов.
Детское онлайн-образование
Больше половины (60%) респондентов в целом положительно относятся к формату онлайн-обучения и считают, что такой формат подходит их ребенку (53%).
У 40% опрошенных ребенок проходил обучающие онлайн-курсы в рамках дополнительного образования. Чаще всего это были курсы по иностранному языку (33%), программирование и IT (25%), подготовка к экзаменам (22%), занятия, связанные с хобби (16%), и академические курсы по учебной дисциплине (14%).
Топ преимуществ формата онлайн-обучения:
- Гибкость расписания — 49%
- Возможность проводить занятия из любого места — 48%
- Экономия времени — 46%
- Возможность обучаться в своем темпе — 42%
- Большой выбор курсов — 35%
Несмотря на это, большинство (70%) опрошенных родителей не согласились бы перевести своего ребенка на онлайн-формат обучения, в рамках дополнительного образования.
Среди недостатков формата онлайн-обучения респонденты назвали:
- Срыв занятий в случае технических неполадок и сложностей — 43%
- Необходимость самодисциплины — 42%
- Дополнительное время за экраном компьютера — 42%
- Ограниченный социальный контакт — 36%
- Ограниченное взаимодействие с преподавателем — 34%
Выборка исследования
Онлайн-опрос проведен с 19 по 22 июля с помощью онлайн-панели Anketolog.ru. Опрошено 2 000 россиян, имеющих несовершеннолетних детей. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.