От двери до двери. Какие службы доставки выбирают россияне
Режим самоизоляции и закрытие многих розничных магазинов привели к росту востребованности доставки товаров на дом. Какими службами пользуется большинство россиян и какие товары они заказывают? Предлагаем фрагменты из нового исследования потребительских предпочтений на российском рынке доставки и курьерских служб.
Исследование показало, что наиболее известны в России такие службы доставки, как «EMS Почта России» и СДЭК — по 72% опрошенных ответили, что знают о них. Несколько менее популярны компании «Деловые линии» (63%), DHL Express (61%), Boxberry (59%). Также в первую десятку по уровню осведомленности вошли компании Pony Express (47%), ПЭК (41%), DPD и FedEx (по 36%).
При этом россияне, которые пользовались службой доставки за последние полгода, чаще всего выбирали СДЭК (49%). Также 38% пользовались услугами «EMS Почта России», 34% — Boxberry, по 16% — DHL Express и «Деловых линий».
Не сильно отличается рейтинг востребованности служб доставки, которыми россияне пользовались в последние два месяца, когда в связи с режимом самоизоляции и закрытием многих торговых точек востребованность этих услуг существенно выросла. Большинство клиентов служб доставки выбирали в этот период также СДЭК (39%), далее — «EMS Почту России» (29%), Boxberry (26%), DHL Express (11%), DPD и «Деловые линии» (по 10%).
Отметим, что клиенты доставки и курьерских служб в целом высоко оценивают работу этих компаний. Так, опыт использования услуг DHL Express клиенты оценили в среднем на 8,8 балла, Boxberry — 8,7 балла, СДЭК — 8,6 ,«Курьер Сервис Экспресс», Major Express и SPSR — 8,5. Несколько ниже опрошенные оценили работу таких компаний, как «Деловые линии» и FedEx (8,4), IML и Pony Express (8,3).
Что доставляют чаще всего
Большая часть респондентов, когда-либо получавших отправления с помощью службы доставки за последние полгода (54%), заказывали одежду, обувь или аксессуары. Также по 38% — косметику, парфюмерию и товары для дома, 35% — книги и канцелярские товары, 33% — электронику, по 31% — бытовую технику и продукты питания.
При этом жители городов-миллионеров заметно чаще таким образом получают продукты, спортивные товары, зоотовары, мебель, косметику и парфюмерию. А вот жители городов с численностью 100-500 тысяч человек чаще заказывают доставку детских товаров — 32% против 24% респондентов из мегаполисов.
Несколько иным выглядит рейтинг товаров, которые респонденты заказывали за последние два месяца. Чаще всего они получали с помощью доставки также одежду и обувь (36%), чуть реже — косметику и парфюмерию (28%). Четверть опрошенных (26%) за последние два месяца заказывали продукты питания, 24% — товары для дома, 22% — книги и канцелярию, 21% — лекарственные препараты и медицинские изделия, 20% — электронику.
Также мы узнали, какими дополнительными услугами служб доставки пользуются респонденты. Больше трети (36%) просят доставить посылку «до дверей», 29% — уведомить о вручении, 27% отмечают временной интервал доставки, по 26% выбирают наложенный платеж и возможность возврата, 24% — примерку в пункте выдачи, 22% используют услугу «объявленная ценность», 20% — услугу «опись вложения», 17% — бесконтактную доставку.
Отметим, что большая часть пользователей быстрой доставки (59%) предпочитают самостоятельно забирать отправления в пунктах выдачи. Также 56% выбирают доставку курьером, 30% — доставку в постаматы, а 26% — поставку в почтовые отделения.
Выборка исследования
Исследование проводилось методом опроса по заранее подготовленной анкете на базе онлайн-панели «Анкетолог». В исследовании принимали участие 1600 жителей городов РФ с населением от 100 тыс. чел. Статистическая погрешность не превышает 2,3% при 95% доверительной вероятности.