Разве это работает? Россияне оценили эффективность петиций
Две трети опрошенных россиян хотя бы иногда подписывают петиции, причем после нередко рассказывают о них своим друзьям, родственникам и даже коллегам. Высоко ли наши соотечественники оценивают эффективность таких коллективных обращений и в каких сферах общественной жизни считают их наиболее применимыми — в новом исследовании «Анкетолога».
Более половины опрошенных россиян (52%) поддерживают подписание петиций как способ мирно выразить мнение по поводу каких-либо социальных ситуаций. Чаще так отвечали женщины (57%, среди мужчин — 47%) и молодые люди — 66% респондентов 18-30 лет против 46% опрошенных старше 55 лет.
При этом среди участников опроса, которые придерживаются обратного мнения, большая часть (46%) думают, что власть не обращает внимание на подобные инициативы. Около трети (31%) не поддерживают петиции, так как считают их недостаточной мерой, 28% думают, что большинство из них не будут успешны, поэтому нет смысла их подписывать. Также почти четверть (24%) утверждают, что петиции не имеют юридической силы, 21% — что их никто не обязан рассматривать, а 20% — что сложно собрать нужное количество подписей.
В целом эффективность петиций наши соотечественники оценили не очень высоко — на 6,2 балла из 10 возможных. Больше половины опрошенных россиян (57%) считают, что они могут помочь решить проблемы, связанные с защитой окружающей среды, 42% — с общественной жизнью, по 41% — правами животных и человека. Кроме того, 36% думают, что эффективны могут быть петиции, затрагивающие законодательство, 33% — здравоохранение, 32% — культуру и искусство, по 28% — незащищенные слои населения, а также сферу науки и образования.
Сарафанное радио никто не отменял
Лишь треть опрошенных (35%) ответили, что им никогда не приходилось подписывать петиции. Крайне редко ставят подпись под такими коллективными обращениями 31% респондентов, время от времени — 30%, еще 4% делают это регулярно. Что интересно, чаще всего подписывают петиции жители городов-миллионников — хотя бы иногда это делают в целом 67%, а вот среди жителей населенных пунктов с численностью менее 20 тысяч человек — 58%.
Заметим, что 45% среди тех, кто хотя бы иногда подписывает петиции, рассказывают о них своим друзьям, 42% — членам семьи или родственникам, 31% — своему партнеру, 25% — коллегам, 23% делятся ими в соцсетях. Как правило, никому не рассказывают о подписанных петициях всего 22% опрошенных.
Мы также узнали, что абсолютное большинство (73%) после подписания петиции следят за последующим развитием событий: 13% наблюдают за всеми подписанными петициями, 22% — за большинством из них, а 38% — только за теми, которые им интересны.
Это не «диванный активизм»
Исследование показало, что для 57% опрошенных россиян подписание петиций — это проявление активного, а не пассивного действия в решении той или иной проблемы: 13% уверены в этом, еще 44% склоняются к такому мнению. Что интересно, заметно чаще так думают женщины — 61%, в то время как среди мужчин этот показатель составляет 52%.
В целом больше половины (52%) воспринимают петиции как сигнал о формировании социальных проблем, 51% думают, что они объединяют людей, которым не безразлична какая-либо общая проблема, 44% считают их демократичным способом поднять важные социальные вопросы. В то же время 42% думают, что петиции — не самый эффективный инструмент общественного воздействия, 20% — что без привлечения известных лиц они не будут эффективны, а 8% ответили, что петиции активно подделывают, поэтому не стоит им доверять.
Мы также спросили у респондентов, изменилось ли, по их мнению, отношение к петициям в России за последние годы. Так, 50% сказали, что отношение россиян к петициям осталось таким же, как и прежде. Больше трети (37%) думают, что их стали активнее создавать и подписывать, а 13% — напротив, что их стали реже использовать для решения каких-либо проблем.
Оцените, пожалуйста, по 10-балльной шкале уровень эффективности создания петиций и сбора под ними подписей как инструмента реагирования на те или иные обстоятельства: |
|
Общее среднее значение |
6,2 |
Выборка исследования
С 17 по 18 марта с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1800 россиян старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.