Где родился, там и пригодился? Россияне – о том, какие пословицы потеряли свою актуальность
Большинство опрошенных положительно воспринимают использование пословиц и поговорок в повседневной речи. Однако также 41% считают, что некоторые из них уже утратили свою актуальность. Что россияне думают о роли пословиц и поговорок в современном обществе, какие из них считают безнадежно устаревшими, а также ощущал ли кто-либо негативное влияние таких изречений на свою жизнь — в новом исследовании «Анкетолога».
Почти каждый опрошенный россиянин (98%) использует в речи пословицы, поговорки и афоризмы: 22% делают это часто, 54% — время от времени, еще 22% — крайне редко. Заметим, что в малых населенных пунктах выше всего доля тех, кто часто употребляет в речи формы народной мудрости (28% жителей населенных пунктов, где проживают менее 20 тыс. человек, против 19% респондентов из городов-миллионников).
В целом 81% опрошенных положительно воспринимают использование пословиц и поговорок в повседневной речи. Однако чем моложе респонденты, тем реже они выражали положительное отношение — 66% респондентов 18-30 лет против 90% опрошенных старше 55 лет.
Роль народной мудрости в современной жизни
Далее мы узнали, какое значение, по мнению респондентов, имеют пословицы, поговорки и афоризмы в обществе сегодня. Большинство опрошенных (69%) ответили, что формы народной мудрости помогают ярко выразить мысли, 50% — приобщают к истории и культуре, 44% — организуют мышление, 38% — развивают речь. Более трети (36%) считают, что пословицы и поговорки учат анализировать ситуации, 28% — формируют ценности, 24% — помогают в жизненных вопросах, и 17% — помогают доказать свою правоту.
При этом чем старше респонденты, тем чаще они считают, что формы народной мудрости приобщают к культуре (56% опрошенных старше 55 лет против 45% людей 18-30 лет), а также помогают доказать правоту (23% против 13%). Молодежь же чаще всего отвечала, что пословицы и поговорки развивают речь (42% опрошенных 18-30 лет против 35% респондентов старше 55 лет).
По мнению 41% россиян, некоторые пословицы и поговорки потеряли свою актуальность
По данным опроса, большинство россиян (68%) считают, что все пословицы и поговорки одинаково полезны для современного человека: 13% уверены в этом, еще 55% склоняются к такому мнению. Однако когда мы спросили, есть ли такие изречения, которые сегодня потеряли свою актуальность, положительно ответили в целом 41% опрошенных.
Среди пословиц и поговорок, которые не соответствуют духу времени, респонденты чаще всего называли изречения «Где родился, там и пригодился» и «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» — в открытом вопросе их указали по 9% опрошенных, которые в целом считают, что некоторые пословицы и поговорки потеряли актуальность на сегодняшний день. Также 5% отметили пословицу «Работа не волк, в лес не убежит», по 4% — «Здоровье не купишь» и «Бьет — значит любит». В десятку наиболее устаревших народных мудростей, по мнению россиян, также вошли пословицы и поговорки «Баба с возу — кобыле легче», «Тише едешь — дальше будешь», «От скромности не умрешь», «Кто рано встает, тому Бог подает» (по 3%) и «Яйца курицу не учат» (2%).
Кроме того, 16% россиян замечали, что некоторые пословицы и поговорки негативно сказываются на их жизни, например, снижают мотивацию или мешают смотреть на вещи позитивно. Так, чаще всего отрицательное влияние оказывало народное изречение «Работа — не волк, в лес не убежит» — ее указали 24% опрошенных, которые в целом сталкивались с негативным влиянием народной мудрости. Несколько реже называли пословицы «Не жили богато, нечего и начинать» (12%), «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» (6%), «Где родился, там и пригодился» (6%). По 4% отмечают негативное влияние пословиц «Тише едешь, дальше будешь», «Не в деньгах счастье», «Делу время, потехе час». Также 3% указали поговорку «От работы кони дохнут», по 2% — пословицу «Баба с возу, кобыле легче» и поговорку «Стерпится — слюбится».
Стоит отметить, только 27% россиян считают, что нужно строить свою жизнь, основываясь на формах народной мудрости. Причем несколько чаще так отвечали мужчины (32% против 24% женщин) и опрошенные старше 55 лет (33% против 16% молодежи 18-30 лет).
Выборка исследования
С 20 по 24 июня с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 2600 россиян старше 18 лет. Из них: 42% — мужчины, 58% — женщины. Возраст: 18–30 лет — 17%, 31–45 лет — 49%, 46–55 лет — 23%, от 55 лет — 11%. Участие в исследовании было свободным, социально-демографические параметры выборки не задавались.