С пылу, с жару. Россияне рассказали, с кем обычно конфликтуют
Россияне довольно низко оценивают свою склонность к конфликтам. Однако в некоторых ситуациях им бывает сложнее избегать ссор. В новом исследовании мы выяснили, с кем обычно конфликтуют жители России, что чаще всего становится причиной разногласий и почему нашим соотечественникам бывает сложно идти на примирение первыми.
В первую очередь мы спросили у респондентов, насколько конфликтными людьми они себя считают. Так, опрошенные оценили свою склонность с ссорам довольно низко — в среднем на 3,6 балла из 10 возможных. Однако стоит заметить, что молодежь от 18 до 30 лет ставила чуть более высокую оценку по сравнению с опрошенными старше 45 лет — 3,9 и 3,4 балла соответственно.
Несмотря на то, что респонденты низко оценивают свою конфликтность, в целом 95% признались, что в некоторых случаях могут быть более склонны вступать в споры или проявлять враждебность. Среди них 54% ответили, что более конфликтными их делает состояние стресса или депрессии, 43% — эмоциональное выгорание, 39% — недостаток сна, 34% — проблемы на работе или в учебе. Кроме того, 31% сообщили, что могут быть более склонны к ссорам из-за проблем в личной жизни, 30% — из-за болезни, 27% — рутины в жизни, 24% — недостатка свободного времени, 23% — гормональных изменений, а 22% — из-за голода.
С домашними и не только
Всего 72% опрошенных признались, что хотя бы иногда вступают в конфликты. Что любопытно, чаще так отвечали женщины (73% против 70% мужчин) и молодые люди 18-30 лет (75% против 69% опрошенных старше 55 лет). Также интересно, что россияне, которые сталкиваются с конфликтами, ниже оценивают свою удовлетворенность жизнью в целом — на 6,4 балла из 10 против 6,8 балла среди тех, кто обычно не ссорится с окружающими.
В целом же 25% опрошенных россиян хотя бы иногда конфликтуют с партнером, 24% — с незнакомыми людьми в реальной жизни, 15% — с родителями, еще 15% — с коллегами или руководством, по 13% — с сотрудниками сферы обслуживания и людьми, с которыми приходится общаться в процессе работы, например, клиентами. Помимо этого, у 12% возникают конфликты с незнакомыми людьми в интернете, у 10% — с детьми, еще у 10% — с участниками дорожного движения, а у 9% — с братьями или сестрами.
Мы также отдельно спросили респондентов, у которых возникают спорные ситуации с сотрудниками сферы обслуживания, с кем именно они обычно конфликтуют. Чаще всего называли работников ЖКХ (46%), продуктовых магазинов (42%), медицинских учреждений (37%) и общественного транспорта или такси (32%).
Тактики поведения во время ссор
Среди опрошенных, которые хотя бы иногда сталкиваются с конфликтами, 52% сказали, что чаще всего причиной этого является нежелание собеседников понимать и уважать интересы друг друга. Также 42% причиной большинства ссор назвали несправедливость, например, в распределении обязанностей по дому, 40% — сообщение неточной или недостоверной информации, 36% — различия в манере поведения, например, использование нецензурной лексики в общении, 25% — характер собеседников, а 24% — различия в жизненных ценностях.
Заметим, что у 77% опрошенных, сталкивающихся с конфликтами, они обычно протекают в рамках приличия. Однако еще у 27% в процессе ссор дело часто доходит до грубости, оскорблений и даже применения физической силы. Причем участниками последних чаще оказываются мужчины (26% против 22% среди женщин), а также опрошенные 18-30 лет и 31-45 лет (по 27% против 19% среди людей старше 55 лет).
Что касается тактики поведения в конфликтных ситуациях, то 51% среди тех, кто с ними сталкивается, обычно стараются искать компромиссы. Также 37% ответили, что предпочитают уходить от конфликта, 30% — напротив, стремятся к доминированию над собеседником. Более четверти (27%) стараются найти способ полностью удовлетворить свои потребности и оппонента, а 12% во всем идут на уступки. При этом мы обнаружили различия в поведении мужчин и женщин: если мужчины чаще стараются разрешить ситуацию с помощью компромисса, то женщины в большей мере предпочитают уходить от конфликтов или принимать позицию оппонента.
Что обычно мешает россиянам уладить конфликт
Только 3% респондентов, которые сталкиваются с конфликтными ситуациями, обычно не могут помириться с оппонентом. В то же время большей части опрошенных (57%) это удается время от времени, еще 28% — практически всегда, и 12% — крайне редко.
Далее мы узнали, из-за чего респондентам бывает сложно самим урегулировать конфликт. Многие (40%) назвали основной причиной этого желание доказать свою правоту, 38% — видимую неготовность собеседника идти на примирение. Также 34% помириться мешают невысказанные мысли и чувства, 33% — убежденность в собственной невиновности. Четверти (26%) просто сложно остановить себя во время ссоры, а 17% не могут сделать первый шаг из-за гордости.
Отметим, что в целом 91% опрошенных россиян придерживаются каких-либо правил, чтобы сократить число конфликтных ситуаций. Причем чаще так отвечали женщины (93% против 88% мужчин). Так, 42% респондентов стараются не грубить собеседнику и не позволять грубости в свой адрес, 37% — не переходить на личности, еще 37% — избегать провокаций и не реагировать на них, 33% — не повышать голос и не позволять этого оппоненту. Кроме того, 32% стараются каким-либо образом разрядить обстановку, 30% — смотреть на ситуацию со стороны, 28% — находить «моменты», в которых можно согласиться с собеседником, а 27% — улыбаться или отшучиваться.
Выборка исследования
С 25 по 26 мая с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1800 россиян старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.