Как меняется эмоциональное состояние россиян в последние два месяца
В новом исследовании мы выяснили, какие эмоции и чувства испытывали жители России в течение последней недели, как в целом изменилось их психологическое состояние с начала марта и многие ли по-прежнему ощущают тревогу за свое будущее.
В целом эмоциональное состояние россиян несколько улучшилось, если сравнивать с результатами исследований от начала апреля и начала марта этого года. Так, за последнюю неделю 51% респондентов испытывали чаще позитивные эмоции (против 43% месяц назад и 26% два месяца назад). Еще 29% ощущали положительные и отрицательные чувства в равной степени (против 32% и 30% соответственно), а 20% испытывали чаще негативные эмоции (против 25% и 44%).
Беспокойство — по-прежнему главная эмоция
Если говорить о конкретных эмоциях и чувствах, в течение последней недели, как и в прошлых исследованиях, россияне чаще всего испытывали беспокойство — так ответили 50% опрошенных. Однако этот показатель меньше, чем в начале апреля и начале марта — 56% и 58% соответственно. Также россияне стали реже ощущать тревогу (33% — в течение последней недели, 37% — в апреле и 54% — в марте), патриотизм (27%, 29% и 30% соответственно), печаль (26%, 28% и 29%) и сочувствие (24%, 31% и 38%). При этом значительно увеличилась доля тех, кто испытывал радость (40%, 36% и 19%), оптимизм (37%, 36% и 21%), заинтересованность (36%, 33% и 20%) и вдохновение (25%, 21% и 9%).
Заметим, что женщины за последнюю неделю чаще ощущали беспокойство (55% против 42% мужчин), радость (47% против 29%), заинтересованность (37% против 32%) и раздражение (38% против 28%), а мужчины — патриотизм (29% против 24% женщин). Также важно заметить, что чем старше опрошенные, тем выше среди них доли испытывающих патриотизм (36% респондентов старше 55 лет против 17% молодежи 18-30 лет) и сочувствие (28% против 20% соответственно).
Мы также спросили у россиян, какие эмоции и чувства, по их мнению, испытывали их соотечественники в течение последней недели. Около половины респондентов (47%) назвали беспокойство (против 49% в начале апреля и 52% в начале марта), 42% — тревогу (против 46% и 54% соответственно), еще 42% — патриотизм (против 43% и 34%). Сочувствие отметили 23% (против 27% и 32%), гордость — 22% (против 23% и 17%), растерянность — 21% (против 26% и 32%), и раздражение — 20% (против 23% и 20%).
Большинство испытывают сильную тревогу за будущее
Несмотря на улучшение эмоционального состояния россиян в целом, сегодня 68% опрошенных по-прежнему испытывают тревогу за свое будущее и будущее своей семьи. Что важно, этот показатель почти не изменился, если сравнивать с результатами предыдущих исследований: в начале апреля беспокоились о будущем 67%, в начале марта — 73%. Не сильно ослабла и степень тревоги россиян: сегодня опрошенные оценивают ее на 7,3 балла из 10, в апреле средняя оценка составила тоже 7,3 балла, в марте — 7,6 балла.
Чаще всего респонденты испытывают тревогу за личное финансовое положение (72% против 74% в начале апреля и 68% в начале марта), экономическое состояние страны (58% против 59% и 69% соответственно), ее будущее (58% против 57% и 71%) и жизнь своих детей (53% против 55% и 57%). Также более половины (52%) переживают за свое здоровье (против 48% и 36%), 43% — доступность материальных благ (против 43% и 40%), 41% — будущее мира (против 39% и 52%), и 37% — свою жизнь (против 36% и 44%).
Уменьшилось число россиян, целенаправленно следящих за новостями
Далее мы узнали, как часто наши соотечественники мониторили мировые и российские новости в течение последней недели. Так, 31% проверяли их постоянно, что меньше, чем в начале апреля (34%) и начале марте (44%). Еще 33% читали или смотрели новости несколько раз в день (против 35% и 34% соответственно). Также 30% не следили за ними целенаправленно, но знают обо всей актуальной информации (против 26% и 20%), а 6% не интересуются новостями совсем (против 5% и 2%).
Так же, как и в прошлых исследованиях, мониторят новости постоянно или читают их несколько раз в день чаще всего мужчины и респонденты старше 55 лет. А не следят за новостями целенаправленно или вообще их не читают в основном женщины и молодежь 18-30 лет.
Выборка исследования
С 4 по 5 мая с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1800 россиян старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.