Как сделать анкету более вовлекающей для респондентов
Один из недостатков онлайн-опросов – низкий респонс и комплешн рейт. В отличие от личного интервью, где интервьюер контролирует процесс, онлайн-опрос можно прервать в любой момент. Поэтому для исследователей всегда актуален вопрос: как сделать анкету вовлекающей и интересной для респондентов.
В новом материале расскажем, как с помощью инструментов конструктора анкет «Анкетолог» сделать анкету более привлекательной и разнообразной.
Графические шкалы
Шкалы – один из самых распространенных вопросов в анкете. Респондентам часто предлагают оценить какой-то объект по заданной шкале. В классическом варианте пункты шкалы обозначают цифрами и текстовыми подписями.
Разнообразить анкету можно с помощью графических шкал. В «Анкетологе» числовые значения можно заменить на цветовой градиент, звезды и эмодзи.
Мозг обрабатывает изображения в 60 тыс. раз быстрее, чем текст, поэтому респондент затратит меньше усилий на чтение и обработку вариантов ответа. Кроме того, изображения вызывают интерес и помогают переключиться, снижая накопленную в ходе опроса усталость.
Для этого в «Настройках» вопроса выберите соответствующий «Вид шкалы» – «Цветная шкала», «Звездочки», «Цветные смайлики» или «Однотонные смайлики».
Пример шкалы для расчета индекса NPS в формате цветового градиента.
Пример шкалы для расчета индекса NPS в формате цветных смайлов.
Шкалы с пользовательскими изображениями
Помимо уже перечисленных вариантов в «Анкетологе» есть возможность заменять значения шкалы собственными изображениями. Они могут иллюстрировать содержание вопроса или отражать стилистику бренда.
Пользовательские шкалы настраиваются в «Настройках» вопроса типа «Шкала».
Изображения для вариантов ответа
Чтобы разнообразить анкету, проиллюстрируйте варианты ответа изображениями. Как мы уже говорили, мозг обрабатывает изображения быстрее текста. Респондент затратит меньше усилий, сканируя графические подсказки в поисках своего варианта.
Но здесь нужно действовать осторожно, чтобы не запутать и не перегрузить опрашиваемого. Графические подсказки подходят для вопросов о фактах, когда респондент уже знает ответ, и задача сводится к тому, чтобы найти свой вариант в списке.
В качестве вариантов ответа можно использовать общепринятые символы, которые хорошо знакомы людям. Например, цвета, флаги стран, знаки валют или логотипы брендов.
Для этого в «Содержимом» вопроса напротив варианта ответа кликните на значок фотоаппарата и загрузите изображение со своего компьютера. В настройках вопроса можно скрыть текст подсказки при наличии изображения.
Пример вопроса типа «Множественный выбор» с изображениями в качестве вариантов ответа.
Пример вопроса типа «Матрица» с изображениями в качестве вариантов ответа
Фон анкеты
В настройках анкеты можно задавать цветовое оформление ее элементов. Вы можете выбрать одну из готовых цветовых схем, задать цвет каждого элемента вручную или прописать его с помощью цифрового кода.
Но с выбором цветного фона нужно быть осторожным.
В одном из экспериментов социологи проверяли гипотезу о связи фона анкеты и комплешн рейт. Вопреки ожиданиям, что яркие цвета делают анкету похожей на интернет-контент, лучший результат показало традиционное сочетание черного шрифта на белом фоне. У него был ниже уровень отказов, среднее время заполнения анкеты и более развернутые ответы на открытые вопросы. Ученые сделали вывод, что такой формат воспринимается лучше в силу привычки.
В другом эксперименте социологи хотели узнать, как связаны цвет фона и субъективное восприятие времени опроса. Так респондентам казалось, что они затратили меньше времени, когда заполняли анкету на голубом фоне, чем на желтом или красном. Исследователи предполагают, что пастельные цвета оказывают расслабляющий эффект, из-за чего время проходит незаметнее.
Размер окна для ввода ответа
Социологи также выяснили, что размер окна для ввода данных влияет на то, как респонденты отвечают на открытые вопросы.
Ряд экспериментов показал, что увеличение размера окна существенно увеличивает среднее количество введенных символов, слов и тем. При этом доля неответов значимо не меняется.
Чтобы увеличить размер окна для ввода данных, в «Настройках» вопроса поставьте галочку в чекбоксе «Многострочное поле ввода».
Если открытый вопрос предполагает несколько ответов, можно увеличить их количество, используя несколько окон для ввода данных вместо одного. Например, с помощью типа вопроса «Группа свободных ответов».
Кроме того, качество ответов на открытые вопросы можно увеличить с помощью поясняющего и мотивирующего призыва перед вопросом. В эксперименте напоминание о важности ответа и просьба потратить на него время непосредственно перед самим вопросом позволили получить более развернутые ответы. Те, кто отвечали на вопрос с преамбулой, в среднем вводили на 3-6 слов больше, чем те, кто отвечал на вопрос без нее.
Индикатор продвижения
В некоторых случаях индикатор заполнения анкеты может увеличивать комплешн рейт.
Социологи рекомендуют показывать индикатор заполнения при выполнении нескольких условий:
- короткая анкета;
- немного открытых вопросов;
- нет сложной системы фильтрации.
Если эти условия не соблюдаются, отображение индикатора прогресса может иметь прямо противоположный эффект. Так в эксперименте было показано, что индикатор продвижения увеличивал долю отказов, если в анкете было много открытых вопросов, заявленное время опроса превышало реальное, а также, когда опрос занимал много времени.
Тест первого клика для выбора графического варианта ответа
Предположим, вы хотите, чтобы респондент выбрал понравившийся вариант в окружении альтернатив, чтобы имитировать условия выбора товара в магазине.
Вы можете добавить изображение к типу вопроса «Множественный выбор» и предложить респонденту указать порядковый номер варианта ответа.
Более простой для респондента способ – добавить вопрос типа «Тест первого клика» и предложить респонденту кликнуть на понравившийся вариант прямо на самом изображении. Результаты отобразятся в формате тепловой карты, где отдельные области будут окрашены в разные цвета от фиолетового до красного в зависимости от количества кликов.