Стикеры в маркетинге: как добиться вирусного эффекта
Стикеры давно перестали быть просто развлечением для брендов. Исследуя интересы аудитории, компании создают вирусные стикерпаки, которые продвигают товары и услуги и помогают чаще соприкасаться с лояльной аудиторией через игровые механики. Какие задачи решают бренды с помощью стикеров – рассказываем в статье.
Стикеры для продвижения активно используют и корпорации, и маленькие агентства. Создавать индивидуальных цифровых персонажей предлагают социальные сети и мессенджеры. Так, в Facebook* (запрещённая в России соцсеть; принадлежит Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией в России) недавно анонсировали возможность генерить стикеры по текстовым подсказкам. Добиться вирусного эффекта от стикерпака не так просто, для этого недостаточно попасть в сердечко целевой аудитории, быть актуальным и идти в ногу с трендами.
Что такое стикерпак и зачем он нужен бизнесу
Стикерпак – набор изображений в единой стилистике, которые используются в мессенджерах вместо эмодзи. Стикеры привлекают внимание, оживляют переписку и закрепляют в памяти образ бренда.
В середине 2010-х, заметив растущую популярность стикеров в соцсетях и мессенджерах, компании начали создавать брендированные стикерпаки для нативного продвижения и завоевания лояльности молодой аудитории.
Сегодня стикеры – популярный инструмент нативного продвижения бренда, обладающий вирусным потенциалом, эффект от которого не ограничен во времени. После скачивания пользователь может использовать стикеры в диалогах без ограничений, а сам стикерпак остается у него, даже если он будет удалён создателем.
Брендированные стикеры отражают жизнь фирменного персонажа компании, помогают клиентам бренда общаться между собой в месседжерах и соцсетях, траснлируя свои эмоции через призму виртуального друга.
Бренды регулярно дополняют стикерпак и даже полностью обновляют, как правило, не менее одного раза в год.
Согласно опросу, у миллениалов в TOP-3 площадок для чтения новостей входят Telegram (74%), Вконтакте (52%) и Instagram** (18%) (**входит в Meta, признана экстремистской организацией на территории РФ). И в этом смысле у стикеров большой потенциал для охвата аудитории – 70% россиян используют эмодзи или стикеры в переписке. Так, к примеру, стикерпак от TicTaс скачали более 2 млн пользователей Viber, а стикеры из этого набора были отправлены свыше 25 млн раз.
Социальные сети отмечают популярность стикеров у пользователей и видят потенциал в развитии этого инструмента. Например, команда «ВКонтакте» добавила возможность создания набора стикеров на основе виртуального аватара пользователя. Для его создания нужно загрузить свое фото, после чего нейросети предложат внешний вид аватара. При желании образ можно дополнить деталями. Стикерами можно делиться в чатах VK Мессенджера, историях и клипах, комментариях к публикациям в соцсети.
Какие задачи решают стикерпаки
В соцсетях набирают популярность стикеры с маскотами брендов – Сберкот от «Сбербанка», Честер от «Читос», Анфиса от «Котекс». Узнаваемый образ позволяет мгновенно идентифицировать бренд и прокачивать его узнаваемость.
При этом стикерпаки могут быть ориентированы на разные аудитории: клиентов, партнеров или сотрудников. От задачи зависит тональность, с которой бренд выводит цифрового маскота в публичное пространство.
Иногда персонаж перенимает язык своих клиентов, которые общаются между собой или использует сленг и упрощает коммуникацию сотрудников внутри компании, а, бывает, адресован коллегам целой отрасли. Так, PR-агентство Mediacom.Expert совместно с коллегами из других агентств выбрали персонажа Пиария Первого: маскот делится трендами отрасли, кейсами и идеями для пиарщиков и общается с аудиторией телеграм-канала.
Агентство интернет-маркетинга Qmedia разработало стикерпак для общения с клиентами. Фразы подбирались с учетом типичных ситуаций в диалоге с заказчиком. А героем стал один из узнаваемых сотрудников.
Рекрутинговое агентство Lucky Hunter разработало злободневный стикерпак на тему IT-рекрутинга. Обмен стикерами помогает облегчить коммуникацию внутри команды и снизить градус напряжения в сложных ситуациях.
Активнее всего стикеры пересылают в гендерные праздники и Новый год. Количество отправлений стикеров в эти дни увеличивается до 80%. Поэтому бренды создают дополнительные наборы к праздникам, чтобы закрепить ассоциацию бренда с приятным событием. Так, к примеру, к Новому году «Аргументы и Факты» выпустили стикерпак в Viber с цитатами любимых героев советских комедий.
Бренды также создают стикеры в поддержку рекламных и коммуникационных кампаний. К примеру, Avon создали платный стикерпак для кампании по борьбе с раком молочной железы. Вырученные средства направляются на покупку мобильного маммографа.
В Viber появились стикерпаки в поддержку деятельности «СПИД.ЦЕНТРа» по просвещению населения и WWF по защите амурского тигра.
Стикеры также могут стать частью PR-продвижения мероприятий. Так, к примеру, Москва 24 выпустила стикерпак в Telegram ко Дню города, где иронично обыгрывают районы столицы в смешных расхожих фразах.
Сегодня стикеры перестали быть только атрибутом неформального общения и постепенно проникают в деловую переписку. Согласно опросу, 25% россиян считают стикеры уместными в общении с коллегами, 12% используют их, переписываясь с незнакомыми людьми (например, в комментариях в соцсетях), а 7% вставляют их в переписке независимо от контекста.
Как создать вирусный стикерпак
При релизе стикерпака может возникнуть проблема – низкая виральность стикеров, когда они не подходят для переписок, из-за чего пользователи их не используют их. Поэтому важно заранее узнать, какие стикеры наиболее популярны у вашей целевой аудитории. На каком языке должен разговаривать фирменный персонаж, какие эмоции и информационные посылы обычно передают клиенты компании, сотрудники или подписчики канала.
При этом важно учесть, что у разных социальных сетей и мессенджеров свои условия публикации стикерпаков. В Telegram это можно сделать бесплатно, в то время как стоимость проекта по созданию брендированных стикеров Вконтакте начинается от 5 млн. руб. Чтобы грамотно распределить бюджет, нужно знать, на каких площадках присутствует ваша целевая аудитория.
Какие эмодзи наиболее популярны
По данным исследования «Анкетолог», в TOP-10 самых используемых эмодзи входят:
При этом молодые опрошенные 18-25 лет, в отличие от других возрастных категорий, чаще используют сердечки и плачущий смайлик.
У каждой аудитории свой стиль общения. Чтобы узнать, какие стикеры чаще всего использует ваша ЦА, есть еще один способ – провести исследование.
Если ресурса на полноценное исследование нет, используйте результаты онлайн-опроса о популярных эмодзи у россиян. Так, к примеру, в стикерпаке «Котекст» можно найти стикеры ко всем самым популярным эмодзи.
Пользователи предъявляют высокие требования к дизайну изображений, которыми они делятся от своего имени. Если у вас есть несколько концепций персонажей или вариантов оформления, проведите онлайн-опрос на небольшой выборке респондентов, чтобы выбрать лучший вариант.
Чтобы стикерпак стал вирусным, нужно придерживаться нескольких правил:
- Стикер должен передавать яркие эмоции: от раздражения до веселья;
- Стикеры должны быть востребованы. Ценен не яркий афоризм, а частота его употребления. Подумайте, какие мемы или крылатые фразы использует ваша целевая аудитория;
- Стикеры должны быть оформлены в едином стиле и содержать брендированные элементы;
- Фразы должны быть емкими, чтобы стикер мгновенно воспринимался.
Стикерпаки обладают большим потенциалом для охвата аудитории. Созданные по всем правилам, они могут стать самостоятельным инструментом продвижения бренда в диджитал-пространстве.