Как сделать капчу фишкой продукта
Капча* – неотъемлемая часть безопасности сайтов, которая однако может стать досадным барьером на пути пользователя. Расскажем, как разработать механику, которая не только защитит приложение, но и улучшит его UX. В статье поделимся результатами опроса Anketolog.ru и лучшими практиками.
«Отметьте все пожарные гидранты» – если эта просьба не вводит вас в ступор, значит, вы не понаслышке знаете, что такое капча.
Капча: что это и зачем нужна
Основная задача капчи – защита от атак ботов. С ее помощью сайт отличает реальных пользователей от вредоносных ботов – пропускает первых и блокирует вторых. Это ставит UX-дизайнеров перед непростым выбором: капча должна быть простой и дружелюбной для людей, но невыполнимой для роботов.
37% не смогли пройти капчу хотя бы раз за последний месяц
Основной источник негатива — сложность капчи. Зачастую она требует выполнения трудоемких и, казалось бы, бессмысленных действий – ввести искаженные символы с изображения, выбрать заданные объекты, решить задачу на логику. Пользователи теряют терпение и уходят с сайта.
Чаще всего капчу встречают при входе в личный кабинет (71%), регистрации на сайте (47%), заполнении формы заказа (22%) и совершении платежа (14%). 16% капча замедляет серфинг в интернете.
84% считают капчу необходимой мерой защиты в интернете
Пользователи чаще всего замечают капчу, где требуется выбрать изображения (88%), отметить чекбокс «Я не робот» (80%), реже – ввести символы с изображения (49%) и решить задачу (10%). Наибольшие трудности вызывает капча с цветом (57%), изображениями (53%) и символами (50%).
Пользователям требуется до 30 секунд, чтобы пройти капчу
Это значит, что каждый день впустую тратятся сотни тысяч часов работы, которые могли бы принести пользу. Так в 2005 году появился сервис reCAPTCHA. Он использовал результаты теста для расшифровки текстов архивных документов, которые оказались не по зубам алгоритмам – из-за расплывшихся чернил или дефектов печати.
Пользователям показывали пары слов. Первое было уже известно, а второе брали из сканов старых номеров The New York Times. Если человек правильно вводил первое слово, то предполагалось, что со вторым он тоже справится. Люди так часто проходили капчу, что годовой объем статей NYT расшифровывали каждые четыре дня.
В 2009 году Google приобрела reCAPTCHA и запустила Google Книги — масштабный проект по оцифровке всех существующих книг. За 10 лет было отсканировано более 40 млн. книг. В 2014 году появилась вторая версия, которая улучшала Google Карты.
23% слышали о дополнительных функциях капчи
87% считают, что капчу также могут использовать для:
- обучения нейросетей (39%)
- разметки объектов на изображении (36%)
- улучшения автоперевода текстов (22%)
- разметки объектов для онлайн-карт (22%)
- улучшения распознавания речи (22%)
- оцифровки архивных документов (13%)
Как сделать капчу фишкой сайта, о которой расскажут друзьям и знакомым
Если подойти к дизайну с умом, капча может стать инструментом онбординга и вовлечения пользователя. Ей вполне под силу мягко познакомить пользователя с продуктом, показать «характер» бренда или задать тон взаимодействию.
Предложите пользователю сыграть в мини-игру, чтобы доказать, что он не робот. Такая капча сразу знакомит пользователя с механикой игры и подогревает его интерес.
Онлайн-школа шахмат просит пользователей повторить расположение фигур или поставить мат в один ход. Так капча становится частью процесса обучения и повышает уверенность пользователя в своих силах.
Капча даже может решать личные задачи пользователей, например, уберегать их от спонтанных покупок. Подключите расширение в браузере и перед каждой оплатой система будет просить вас сделать 10 приседаний на камеру.
Тематическая капча – крутая идея, особенно если она резонирует со стилем и функционалом продукта. Она может развлекать, вовлекать и даже обучать. При этом сложные капчи требуют больше времени и провоцируют отказы.
Найти баланс между креативом и решением основной задачи помогут онлайн-опросы. Они позволяют оценить основные метрики результативности капчи – долю отказов и время прохождения, а также собрать обратную связь о механике. Это позволит в сжатые сроки адаптировать ее к реальным ожиданиям аудитории.
Хотите сделать крутой продукт? Уделяйте внимание мелочам. Именно они становятся фишками бренда, которые добавляют плюсик в копилочку лояльности пользователей.
С помощью онлайн-сервиса опросов Anketolog.ru с 10 по 12 марта 2025 года опросили 2000 россиян старше 18 лет, которые хотя бы раз проходили капчу.
*Ка́пча (от CAPTCHA — англ. Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart) — тест, который определяет, кто использует систему – человек или компьютер.