5 факторов UX, которые можно улучшить с помощью исследований
UX-исследования на этапе создания цифрового продукта помогают принимать обоснованные дизайн-решения и дают ценные инсайты. Без исследований разработка становится дольше и дороже, а результат – непредсказуемым. Какие факторы влияют на пользовательский опыт и как провести UX-исследование – рассказываем в статье.
Хороший UX повышает удовлетворенность и лояльность пользователей и, тем самым, привлекает новых клиентов и удерживает постоянных. По статистике UX-агентства Intechnic:
- Продуманный пользовательский интерфейс повышает конверсию сайта до 200%
- 8 из 10 пользователей готовы платить больше за приятный UX
- Четверть пользователей, которым понравилось работать с сайтом, порекомендуют его другим
User experience – это не только юзабилити (а эти термины часто считают синонимами). Это концепция, которая также включает доверие к продукту, доступность, визуальную составляющую, пользу для клиента и бизнеса – так считают пионеры UX-дизайна Питер Морвиль и Фрэнк Гуо. Далее расскажем факторах UX, которые можно исследовать и улучшить на этапе разработки продукта.
Ценность продукта для пользователя
Первый вопрос, которым стоит задаться при создании цифрового продукта – будет ли он полезен? Ответить поможет изучение целевой аудитории. Удобный юзабилити и эстетичный дизайн бессмысленны, если продукт не несет пользы человеку. Это как фундамент, без которого здание рухнет.
Узнать проблемы и ожидания целевой аудитории помогут качественные исследования: пользовательские интервью, фокус-группы, полевые наблюдения. Важно выделить чёткий сегмент аудитории, продумать портрет клиента и правильно рекрутировать участников по полу, возрасту, доходу, роду занятости и другим параметрам. А проверить гипотезы, полученные в качественных исследованиях, или протестировать идею продукта можно с помощью онлайн-опроса.
Изучение пользовательского опыта поможет не только оценить идею, но узнать дополнительные функции, которые можно включить в цифровой продукт. К примеру, на сайте «Кинопоиск» посетители могут не только посмотреть фильмы и сериалы, но и приобрести билеты на офлайн-сеансы. И это удобно: не нужно искать сайты кинотеатров.
Screenshot: kinopoisk.ru
Концепция дизайна
Дизайн цифрового продукта должен рассказывать о его ценности. На главной странице сайта или приложения сообщите пользователю, какие задачи он решит с помощью продукта. Посетители желают видеть на домашней странице информацию о продуктах и услугах компании.
Попав на сайт или в приложение, пользователь хочет быстро сориентироваться и достичь цели в два клика: купить билет в кино, оформить доставку, приобрести продукты питания. Если посетитель не сможет адаптировать веб-страницу для смартфона, нажмет не на ту кнопку, заблудится на сайте или его атакует всплывающая реклама – UX ухудшится, и клиент уйдет к конкурентам. Чтобы уменьшить количество ошибок пользователя и обеспечить комфортное взаимодействие с продуктом, UX-дизайнеры проектируют визуальную иерархию страниц и понятную навигацию, продумывают сценарии, как человек будет решать свои задачи с помощью продукта и продвигаться по меню и страницам.
Алексей Русаков, UX-дизайнер сервиса Anketolog.ru
Человек в любом случае зашел на сайт или в приложение по своему запросу, он хочет совершить какое-то действие. Например, создать анкету – в случае с нашим сервисом. Поэтому в лендинге уже должен быть текст, указывающий на возможность пользователя достигнуть своих целей – H1, что называется. И, естественно, с точки зрения пользовательского опыта и многих маркетинговых исследований, на первом экране уже должна быть кнопка «Что делать». Кнопка – это очень важный элемент, на который люди кликают. Она должна легко находиться.
Создавая проект UX-дизайна, тестируйте макеты с помощью клик-теста. Этот инструмент позволяет проверить, насколько быстро посетитель найдет нужную кнопку, а также сравнить некликабельные макеты и выбрать лучший еще до того, как на реализацию будут затрачены ресурсы разработчиков.
Пример удачной концепции дизайна – домашняя страница Adobe. В панели навигации расположен путь к продуктам компании. Нижняя панель меню содержит переходы в блог, техническую поддержку и к правилами использования. Концептуальная черта дизайна – минимум информации и пустое пространство. Возможно, это связано с миссией продуктов Adobe: они дают возможность создавать.
Screenshot: adobe.com
Интуитивно понятный интерфейс
UX-дизайн выполнен успешно, если пользователь сосредоточивается на задаче, не останавливаясь ни на секунду, и интерфейс интуитивно понятен без дополнительных инструкций. Для этого сайт или приложение должны включать детали, известные пользователю из жизненного и интернет-опыта: тематические изображения, иконки, эмодзи, стикеры, цвета, задающие настроение (например, зеленый цвет, когда действие выполнено успешно, и красный – если возникла ошибка). Также отличное решение UX-дизайна – подсказки к кнопкам, которые возникают при наведении мыши.
Во многих интернет-магазинах есть иконка корзины на лендинге. На сайте IKEA есть также изображение грузового автомобиля, которое символизирует доставку. Еще один удачный ход – категории товаров сопровождаются маленьким фото, что тоже очень удобно
Screenshot: ikea.com
Читабельный контент
Фон и текст должны контрастировать, шрифты лучше брать без засечек, использовать кегль приемлемого размера. Не стоит нагромождать интерфейс лишними элементами: чем меньше деталей, тем быстрее будут загружаться страницы сайта или приложения, что тоже улучшит впечатления пользователя.
Причем контрастное сочетание – это не обязательно черный и белый. Посмотрите, как Apple на домашней странице сочетал розовый текст на фиолетовом фоне. Стоит отметить, что как и Adobe, Apple склонен к минимализму в дизайне. Интересно, что это тренд появился еще в 60-х годах прошлого века и до сих пор актуален. Одним из основоположников минимализма в промышленном дизайне является Дитер Рамс, который долгое время являлся ведущим дизайнером Braun. Многие его продукты сейчас хранятся в музеях.
Screenshot: apple.com
Когда лендинг или страница приложения частично готовы, на них работают кнопки и меню, можно провести юзабилити-тестирование и проверить пользовательские сценарии и отдельные элементы интерфейса. Для этого в опросе респонденту дается ссылка на прототип и задание.
В анкете участник делится впечатлениями: насколько легко ему было решить задачу и какие трудности возникли. Можно также засечь время, за которое респондент справился с заданием.
Юзабилити-тестирование показывает, где пользователя отделяют лишние шаги от целевого действия: переход на другой экран, лишнее поле ввода, долгая загрузка контента, неудобное меню и расположение кнопок, системные ошибки.
Алексей Русаков, UX-дизайнер сервиса Anketolog.ru
При разработке чего бы то ни было мы обращаем на опыт предшественников. Соответственно основная задача – узнать, что было сделано раньше, выделить, что из этого работало хорошо, и грамотно все это систематизировать у себя в голове, а потом – отобразить в макете.
Затем стоит провести тестирование, чтобы как раз получить пользовательский опыт не только от себя или от двух-трех друзей, а шире: от целевой аудитории, от заинтересованных людей. Тестирования помогают понять, насколько наши идеи подходят в современном контексте.
Эстетическая привлекательность
Если до этого мы говорили о рациональных сторонах UX и юзабилити, то теперь затронем эмоции. Привлекательные интерфейсы, как и приятная упаковка, вызывают больше положительных эмоций и поэтому улучшают User experience. Например, в сравнении с сайтами, которые не обновлялись с 2009 года. Однако красота – понятие субъективное, поэтому здесь тоже важно ориентироваться на предпочтения целевой аудитории.
Тестирование лендингов и макетов поможет выбрать наиболее привлекательный дизайн. Особенно будут полезны такие методики и инструменты, как шкалы, A/B-тестирование, парное сравнение, открытые вопросы для развернутого мнения.
Пример стильного дизайна – ZARA. Несмотря на уход с российского рынка, бренд оставил красивый лендинг, сообщающий россиянам о приостановке работы.
Screenshot: zara.com
UX-исследования – источник правды о пользователе и компас для всей продуктовой команды. По статистике Intechnic, инвестиции в пользовательский опыт на этапе концепции проекта сокращают разработку на 33-50%. Исследования необходимо проводить на всех этапах разработки, чтобы сэкономить силы команды, время и деньги, и создать цифровой продукт, полезный и удобный для пользователей.