Портрет идеального учителя
Не так давно россияне отмечали День знаний, а совсем скоро школьники и студенты будут поздравлять своих педагогов с Днем учителя. ИОМ Анкетолог решил провети опрос* и выяснить, какого учителя россияне назвали идеальным.
Учитель или учительница?
Как выяснилось в ходе исследования, большинству респондентов (56%) пол учителя не важен. В то же время 29% опрошенных предпочитают видеть учителя-женщину, а 15% - мужчину.
Возраст для респондентов оказался более важным критерием при выборе учителя, чем половая принадлежность. Так, 38% респондентов считают, что идеальный возраст для учителя находится в промежутке от 31 года до 40 лет. Вероятно, такие предпочтения связаны с устоявшимся представлением о том, что в среднем возрасте человек уже успел сформироваться как личность, смог приобрести нужный профессиональный опыт и теперь может транслировать знания другим.
При этом 31% опрошенных не считает возраст важным критерием, а в качестве идеального учителя видят молодых специалистов 23-30 лет лишь 5% опрошенных.
Менее всего для роли учителя подходят люди старше 51 года. Предполагаем, это связано с убеждением, что молодые специалисты склонны чаще использовать современные методики образования и следовать тенденциям времени, в то время как более опытные специалисты применяют консервативные и порой устаревшие методики.
Хороший человек и квалифицированный специалист
Респондентам предлагалось оценить, насколько важны те или иные личные качества для идеального учителя. На основе средних оценок для каждой характеристики (далее данный подсчет применим ко всем рейтингам) мы составили список личных качеств, которыми должен обладать идеальный учитель, по мнению наших респондентов.
"ТОП-5" наиболее важных качеств для учителя:
1. Ответственность (4,78)
2. Справедливость (4,76)
3. Терпеливость (4,73)
4. Уравновешенность (4,72)
5. Честность (4,68)
Наименее важным оказалось чувство юмора (4,02). Поскольку профессия учителя считается одной из самых важных, такое распределение оценок вполне объяснимо: грамотно организовать учебный процесс и заинтересовать учеников скорее поможет терпеливость и ответственность, чем чувство юмора.
Рейтинг важности профессиональных навыков:
1. Умение доступно донести информацию (4,8)
2. Глубокое понимание своего предмета (4,78)
3. Способность организовать учебный процесс (4,66)
4. Умение привить интерес к учебному процессу (4,63)
5. Понимание особенностей детской психики (4,52)
Такое распределение опять-таки можно объяснить спецификой работы учителя. Вряд ли возможно передать учащимся свои знания, если знания самого предмета изучения недостаточно глубоки. А поскольку педагог работает с детьми, ему важно понимать ребенка и знать, как заинтересовать его.
В «черный список» качеств, которые совсем нежелательно иметь идеальному учителю, попали следующие характеристики:
1. Несправедливость, предвзятое отношение (4,57)
2. Некомпетентность (4,53)
3. Отсутствие интереса к предмету; неуравновешенность (4,49)
4. Неуважение к учащимся (4,47)
Наименее нежелательным качеством оказалась излишняя строгость, авторитарность (3,6). Вероятно, большинство респондентов считает, что «строгая учительница» отнюдь не помеха для успешного обучения. Главное, чтобы педагог был заинтересован в учениках и в своем предмете.
Учитель - это...
Как известно, профессия учителя полифункциональна. Наши респонденты оценили, насколько важны основные функции работы учителя. Результаты получились следующие.
Наиболее важными функциями опрошенные считают передачу знаний, а также формирование и стимулирование интереса к обучению (средняя оценка 4,66). Выявление и развитие способностей, склонностей ученика также занимает не последнее место в рейтинге основных функций (4,45). А вот воспитание и трансляция ценностей получили среднюю оценку важности 4,25. Полагаем, такое распределение связано с тем, что хоть школа и способствует социализации ребенка, но все-таки функция воспитания и помощи в усвоении базовых ценностей и норм в первую очередь отводится родителям и семье.
Ребенок проводит в школе практически столько же времени, сколько и дома. При этом он вынужден контактировать не только с остальными учениками, но и учителями. Поэтому учителю и ученику важно поддерживать тот формат отношений, в котором комфортно будут себя чувствовать обе стороны.
Как показывают результаты исследования, идеальный формат отношений между учеником и учителем, по мнению большинства респондентов, равноправное сотрудничество (56%). За поддержку товарищеских отношений между учеником и учителем выступает 22% опрошенных, за формат «ребенок-родитель» - 11%. Самым нежелательным оказался вариант «подчиненный-начальник». Вероятно, это связано с тем, что в случае открытого подчинения одной стороны другой, подчиненная сторона (в данном случае ученик) будет чувствовать себя некомфортно и эффективность усвоения знаний снизится, как и мотивация к обучению. В случае же равноправных уважительных отношений эффективность обучения вероятно возрастет.
По мнению наших респондентов наиболее важными факторами, формирующими образ учителя, являются:
1. Профессиональные качества (4,75)
2. Личные качества (4,31)
3. Наличие высшего профессионального образования (3,94)
4. Участие учителя в программах повышения квалификации, тренингах (3,77)
5. Использование современных техологий при проведении уроков (3,71)
Если говорить в целом, то респондентам важно видеть в лице учителя современного высококвалифицированного педагога с положительными личными качествами.
Учительница первая моя
Зачастую первый учитель ассоциируется с «проводником» из детства во взрослую жизнь, поэтому роли первого учителя придается особое значение. Мы выяснили, как наши респонденты воспринимают своего первого учителя и могут ли назвать его идеальным.
Большинство респондентов считает, что роль первого учителя в жизни человека скорее важна, чем наоборот (40%), а его абсолютную важность признают 45% опрошенных. А вот сторонников того, что первый учитель играет абсолютно неважную роль гораздо меньше, лишь 4%.
Респонденты так объясняют свой выбор:
«Формирует у ребенка мироввозрение, отношение к учебе»,
«Первый учитель-это фундамент, который формирует личность»,
«Первый учитель запоминается на всю жизнь»,
«Первый учитель во многом определяет отношение к учебному процессу и школе, он закладывает первые социальные ценности и учит базовым знаниям».
Респондентам предлагалось вспомнить своего первого учителя и рассказать, каким они его запомнили. В большинстве ответов респонденты положительно отзываются о своем первом учителе, нередко благодарят его и упоминают его роль в своей жизни:
«Милая женщина лет 40, относящаяся к нам с пониманием. Могла все рассказать и объяснить»,
«Добрая, внимательная, интересная, не «отбила» сразу желание ходить в школу, уделяла много времени не только учебному процессу, но и воспитательному, внеклассным занятиям, смогла сплотить класс и дать все необходимые знания»,
«Мама на час». Если отталкиваться от существования таких понятий, как «муж на час», не тяготея к точным временным рамкам. Всё время в начальной школе мы проводили с ней одной и она выполняла функцию учителя и воспитателя. Добрая и любящая детей и свою работу женщина».
Конечно, далеко не всем посчастливилось начать школьную жизнь со знакомства с хорошим педагогом. Некоторые не помнят или же плохо помнят первого учителя, а кому-то и вовсе не повезло:
«Самолюб. Выбор любимчиков по достатку родителей, остальных игнорировала. Учеба в первом классе была неприятной процедурой. Слава богу ушла на пенсию и все нормализовалось...»,
«Требовательный, строгий, не обладающий особой любовью к детям. Интерес к книгам и знаниям мне привила мама, а вот с учителем интерес заниматься пропал»,
«Моя первая учительница была крайне отрицательным персонажем в моей жизни. Излишне требовательная и неуравновешенная, могла распустить руки. У нее были любимчики, которых она боготворила и везде ставила их в пример, а остальных просто не замечала. Если у тебя были проблемы в обучении, то ждать от нее помощи было бесполезно. Слава богу проучила она нас не долго».
Возможно, преобладание положительных оценок связано с тем, что человеческая память со временем нейтрализует негативные воспоминания, оставляя лишь положительные. А может и с тем, что большинству наших респондентов действительно повезло с первым учителем.
Можно заметить, что респонденты, высказываясь положительно о своих первых учителях выделяют такие качества как «справедливость», «умение объяснять» , которые, как было выявлено ранее, составляют образ идеального учителя. В то время как «несправедливость», «предвзятость» - те черты, которые противоречат этому образу.
Можно ли вы назвать своего первого учителя идеальным? Интересно отметить, что мнения респондентов разделились практически поровну: 49% в пользу «Да» против 51% «Нет».
Учитель «как с картинки»
Самым привлекательным образом учителя для наших респондентов оказался образ улыбающейся молодой женщины в классической одежде (45% ответов). Вероятно, для респондентов данное изображение ассоциируется с положительными личными качествами, которые были отмечены ранее.
Вторым в рейтинге оказался образ учителя химии Уолтера Уайта из популярного сериала «Во все тяжкие» (24%). Возможно, здесь респонденты оценивали не столько образ учителя, сколько образ персонажа в целом, который, как известно, не ограничивался образом преподавателя.
Третье место занимает образ «классической» советской учительницы. Предположим, что у респондентов, которые были школьниками еще в СССР, остались положительные воспоминания об учителях и школе в целом, поэтому именно этот образ вызывает у них наибольшую симпатию.
*Опрос проводился среди 354 респондентов, из которых 27% - мужчины, 73% - женщины.
«Анкетолог» поздравляет всех учителей с приближающимся профессиональным праздником!
А также от лица редакции поздравляем лично наших первых учителей - Татьяну Владимировну Королёву, Нину Валентиновну Августинович, Ольгу Владимировну Бочкареву и Ольгу Михайловну Мукасееву. Терпения и здоровья, любимые учителя!