Дистанционное образование в России. Опыт учащихся
Пандемия коронавируса временно перевела большинство учащихся на дистанционное обучение. Как студенты и родители школьников оценивают этот опыт, сколько пользователей интернета в России обращаются к онлайн-курсам и какие платформы для обучения они знают – в новом исследовании, посвященном онлайн-образованию.
Они категорически против их дальнейшего обучения дома
Мы также попросили оценить опыт дистанционного обучения по конкретным параметрам – полнота получаемых знаний, организация обучения и другим – и они набрали средние оценки от 4,2 до 4,8 балла, которые можно интерпретировать как очень посредственные.
Наконец, лишь 3% родителей хотят, чтобы их дети и дальше учились дистанционно, еще 10% не против такого способа обучения некоторым предметам, а 16% высказались за удаленную учебу в некоторые дни. И абсолютное большинство (71%) против дистанционного обучения своих детей даже в отдельных случаях.
Студенты хотят учиться из дома
Отдельные вопросы мы также задавали тем респондентам, которые обучаются в настоящий момент сами – в вузе, колледже или на курсах дополнительного образования – и вынуждены были делать это в последние 3 месяца удаленно из-за ситуации с коронавирусом.
Эти респонденты, что любопытно, оценили свой опыт удаленного обучения весьма высоко: 80% в целом хорошо и только 3% – категорически отрицательно. Показательно и то, что 18% студентов хотели бы полностью перейти на удаленное обучение, 50% хотели бы делать это частично. И совсем не хотели бы этого 23% взрослых учащихся.
Маркетинг и иностранные языки – самые востребованные направления
В этом исследовании мы также спросили респондентов об их отношении к различным онлайн-курсам, коммерческим и бесплатным. Оказалось, что в последние 6 месяцев проходили какие-либо курсы или смотрели циклы лекций 43% пользователей интернета старше 18 лет. Из них платные курсы выбрали 20%, бесплатные – 56%, а тем и другим вариантом воспользовались 23%. Самыми популярными направлениями стали сферы маркетинга и иностранных языков – им обучались по 14% опрошенных, проходивших курсы в последние полгода. Бизнесу и управлению обучались 13%, IT-специальностям – 12%, дизайну и продажам – по 11%.
Наиболее известной платформой для прохождения онлайн-курсов стала Академия Яндекса, ее знают 26% опрошенных. Skillbox знают 24%, Лекториум – 17%, Открытое образование – 13%, Coursera и Смотри. Учись – по 11%, Универсариум – 10%, Нетологию и GeekBrains – по 9%.
Главными причинами, по которым опрошенные не пользуются онлайн-курсами, это невозможность платить за обучение (20%), нехватка времени (19%), отсутствие интереса (18%) и курсов по необходимым им специальностям (15%).
Выборка исследования
С 19 по 22 июня с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1800 россиян старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.