На месяц и бесплатно. Россияне – о том, какой должна быть пробная подписка на сервисы
Большинство опрошенных пользовались пробной подпиской каких-либо сервисов. Однако лишь в редких случаях переходили на платный тариф. Почему россияне не хотят платить за подписку, какие плюсы и минусы видят в опции пробного периода и сколько дней, по их мнению, он должен длиться — в новом исследовании «Анкетолога».
Сегодня многие сервисы предлагают оформить пробную подписку — временно использовать свои услуги бесплатно или по сниженной стоимости. Согласно опросу, большинство интернет-пользователей (66%) относятся к пробным подпискам положительно. Еще 27% — скорее нейтрально. И только 7% воспринимают такую опцию негативно.
Многие ли подключают пробный период и переходят ли потом на платный тариф
В целом три четверти респондентов (75%) когда-либо пользовались платными или бесплатными пробными подписками. Подавляющее большинство из них (81%) оформляли их на индивидуальной основе и только четверть (27%) — на комплексной, то есть подписывались сразу на несколько сервисов, сотрудничающих друг с другом.
Что касается сфер услуг, большинство потребителей (70%) оформляли пробный период на стриминговых видеосервисах, значительно меньше респондентов (41%) — на музыкальных платформах. Более трети (35%) пользовались пробной версией программного обеспечения, 32% — интернета и мобильной связи. Пятая часть респондентов (21%) оформляли подписку на доставку еды и продуктов, 20% — на книги и журналы, еще 20% — в онлайн-играх, а 16% — на использование «облачного» хранилища.
Далее мы спросили пользователей, способствовала ли пробная подписка переходу на полную версию сервиса с ежемесячной оплатой. Оказалось, что четверть (23%) часто оформляют платный тариф после пробного периода, еще 60% делают это редко, а никогда не оформляли полноценную подписку 17%. При этом чаще всего респонденты отказываются ее продлевать из-за высокой стоимости (73%). Гораздо реже — потому что не понравился сервис (36%). Менее трети (29%) в принципе редко пользуются какими-либо сервисами, а у 27% пропала необходимость в услугах во время пробного периода.
Также заметим, что 23% пользователей пытались повторно оформить пробную подписку, например, зарегистрировавшись с новой почты или привязав другую карту.
Плюсы и минусы пробного периода
В целом две трети (66%) интернет-пользователей видят преимущество пробных подписок в возможности понять, подходит ли им сервис, 54% — в возможности узнать бренд и продукт. Треть (32%) отмечают экономию в сравнении с оплатой полноценного доступа, четверть (25%) — отсутствие обязательств для пользователя, а 23% — возможность получить больше функций, чем в просто бесплатной версии сервиса.
Среди недостатков большинство (64%) отмечают вероятность не уследить за окончанием пробного периода. Меньшую долю опрошенных (39%) расстраивает ограниченный доступ к услугам. Треть (32%) недовольны наличием рекламы, 30% сложно разобраться с правилами использования, а 29% считают пробный период слишком коротким.
Заметим, что большинство респондентов (75%) негативно воспринимают привязывание банковской карты при оформлении пробного тарифа. Кроме того, 63% однажды или неоднократно забывали об истечении пробной подписки, и с их карты списывали деньги. Среди «пострадавших» более половины (57%) после инцидента полностью отказались от услуги, более трети (37%) продолжали пользоваться ей в течение оплаченного периода. Также 21% просили компанию вернуть деньги и только 6% продолжали использовать сервис на постоянной основе.
Какой формат пробной подписки оптимален?
Подавляющее большинство опрошенных (74%) считают, что пробная подписка должна быть бесплатной, втрое меньше (24%) — что нужно брать «символическую» сумму, например, один рубль, и только 2% — что она должна быть платной, но не превышать по стоимости полную подписку.
Что касается длительности пробного периода, более половины (55%) считают оптимальным срок до 30 дней: 1% — разовое использование, например, просмотр одного фильма, 7% — срок до недели, 12% — 8-14 дней и 35% — 15-30 дней. Также 18% необходимо 1-1,5 месяца тестового использования, 13% — 1,5-3 месяца, 6% — более трех месяцев. А 8% считают, что пробная подписка должна быть бессрочной, но с ограниченным функционалом.
Мы также просили респондентов указать сервисы с самыми привлекательными условиями пробного периода. Чаще всего они называли сервисы «Яндекса» (16% респондентов), 12% — онлайн-кинотеатр IVI, 8% — OKKO, 5% — «Кинопоиск». По 4% отметили сервисы «Сбера» («СберМаркет», «СберПрайм» и пр.) и YouTube (YouTube Music, YouTube Premium), 3% — Netflix. А по 2% респондентов указали сервисы МТС (МТС Premium, МТС Music и пр.), ТНТ Premier, Spotify, VK (Boom, VK Combo и пр.) и Megogo.
Выборка исследования
С 6 по 8 октября с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1900 человек старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.