Интернет 08 октября 2021

На месяц и бесплатно. Россияне – о том, какой должна быть пробная подписка на сервисы

Большинство опрошенных пользовались пробной подпиской каких-либо сервисов. Однако лишь в редких случаях переходили на платный тариф. Почему россияне не хотят платить за подписку, какие плюсы и минусы видят в опции пробного периода и сколько дней, по их мнению, он должен длиться — в новом исследовании «Анкетолога».

 

 

Сегодня многие сервисы предлагают оформить пробную подписку — временно использовать свои услуги бесплатно или по сниженной стоимости. Согласно опросу, большинство интернет-пользователей (66%) относятся к пробным подпискам положительно. Еще 27% — скорее нейтрально. И только 7% воспринимают такую опцию негативно.

 

Многие ли подключают пробный период и переходят ли потом на платный тариф

В целом три четверти респондентов (75%) когда-либо пользовались платными или бесплатными пробными подписками. Подавляющее большинство из них (81%) оформляли их на индивидуальной основе и только четверть (27%) — на комплексной, то есть подписывались сразу на несколько сервисов, сотрудничающих друг с другом.

Что касается сфер услуг, большинство потребителей (70%) оформляли пробный период на стриминговых видеосервисах, значительно меньше респондентов (41%) — на музыкальных платформах. Более трети (35%) пользовались пробной версией программного обеспечения, 32% — интернета и мобильной связи. Пятая часть респондентов (21%) оформляли подписку на доставку еды и продуктов, 20% — на книги и журналы, еще 20% — в онлайн-играх, а 16% — на использование «облачного» хранилища. 

Далее мы спросили пользователей, способствовала ли пробная подписка переходу на полную версию сервиса с ежемесячной оплатой. Оказалось, что четверть (23%) часто оформляют платный тариф после пробного периода, еще 60% делают это редко, а никогда не оформляли полноценную подписку 17%. При этом чаще всего респонденты отказываются ее продлевать из-за высокой стоимости (73%). Гораздо реже — потому что не понравился сервис (36%). Менее трети (29%) в принципе редко пользуются какими-либо сервисами, а у 27% пропала необходимость в услугах во время пробного периода.

Также заметим, что 23% пользователей пытались повторно оформить пробную подписку, например, зарегистрировавшись с новой почты или привязав другую карту.

 

Плюсы и минусы пробного периода

В целом две трети (66%) интернет-пользователей видят преимущество пробных подписок в возможности понять, подходит ли им сервис, 54% — в возможности узнать бренд и продукт. Треть (32%) отмечают экономию в сравнении с оплатой полноценного доступа, четверть (25%) — отсутствие обязательств для пользователя, а 23% — возможность получить больше функций, чем в просто бесплатной версии сервиса.

Среди недостатков большинство (64%) отмечают вероятность не уследить за окончанием пробного периода. Меньшую долю опрошенных (39%) расстраивает ограниченный доступ к услугам. Треть (32%) недовольны наличием рекламы, 30% сложно разобраться с правилами использования, а 29% считают пробный период слишком коротким. 

Заметим, что большинство респондентов (75%) негативно воспринимают привязывание банковской карты при оформлении пробного тарифа. Кроме того, 63% однажды или неоднократно забывали об истечении пробной подписки, и с их карты списывали деньги. Среди «пострадавших» более половины (57%) после инцидента полностью отказались от услуги, более трети (37%) продолжали пользоваться ей в течение оплаченного периода. Также 21% просили компанию вернуть деньги и только 6% продолжали использовать сервис на постоянной основе.

 

Какой формат пробной подписки оптимален?

Подавляющее большинство опрошенных (74%) считают, что пробная подписка должна быть бесплатной, втрое меньше (24%) — что нужно брать «символическую» сумму, например, один рубль, и только 2% — что она должна быть платной, но не превышать по стоимости полную подписку.

Что касается длительности пробного периода, более половины (55%) считают оптимальным срок до 30 дней: 1% — разовое использование, например, просмотр одного фильма, 7% — срок до недели, 12% — 8-14 дней и 35% — 15-30 дней. Также 18% необходимо 1-1,5 месяца тестового использования, 13% — 1,5-3 месяца, 6% — более трех месяцев. А 8% считают, что пробная подписка должна быть бессрочной, но с ограниченным функционалом. 

Мы также просили респондентов указать сервисы с самыми привлекательными условиями пробного периода. Чаще всего они называли сервисы «Яндекса» (16% респондентов), 12% — онлайн-кинотеатр IVI, 8% — OKKO, 5% — «Кинопоиск». По 4% отметили сервисы «Сбера» («СберМаркет», «СберПрайм» и пр.) и YouTube (YouTube Music, YouTube Premium), 3% — Netflix. А по 2% респондентов указали сервисы МТС (МТС Premium, МТС Music и пр.), ТНТ Premier, Spotify, VK (Boom, VK Combo и пр.) и Megogo.

 

Для Вас пробная подписка на пользование услугами – это:
Пользовались ли Вы когда-либо пробными подписками (бесплатными/платными) на те или иные сервисы/услуги (например, музыка, кино, новости и др.)?
Пользовались ли Вы когда-либо пробными подписками (бесплатными/платными) на те или иные сервисы/услуги (например, музыка, кино, новости и др.)
Пользовались ли Вы когда-либо пробными подписками (бесплатными/платными) на те или иные сервисы/услуги (например, музыка, кино, новости и др.)
В каких сферах Вы пользовались(-етесь) пробными подписками (бесплатными/платными)?
Множественный выбор, % опрошенных, когда-либо пользовавшихся пробными подписками Представлены наиболее популярные варианты ответа
Вы пользовались(-етесь) пробными подписками на:
Множественный выбор, % опрошенных, когда-либо пользовавшихся пробными подписками
Как Вы в целом относитесь к возможности пользования пробной подпиской на те или иные сервисы?
В чем Вы видите преимущества пробного пользования сервисами?
Множественный выбор
В чем Вы видите недостатки бесплатного пробного пользования услугами?
Множественный выбор
Влияет/влияло ли пользование Вами пробной подпиской на решение о приобретении полной подписки на сервис/услугу?
% опрошенных, когда-либо пользовавшихся пробными подписками
Как Вы относитесь к привязыванию банковской карты к аккаунту при оформлении бесплатной пробной подписки на сервис/услугу?
Влияет/влияло ли пользование Вами пробной подпиской на решение о приобретении полной подписки на сервис/услугу?
По каким причинам Вы чаще всего отказывались от оформления полной подписки на пользование сервисом/услугой?
Множественный выбор, % опрошенных, редко (или никогда) переходивших на пользование полной подпиской после использования пробной
Какой, на Ваш взгляд, должна быть пробная подписка?
Какой срок пробной подписки, на Ваш взгляд, наиболее оптимален?
Совершаете(-ли) ли Вы какие-либо действия, позволяющие использовать пробную версию повторно (например, регистрируетесь с новой почты, привязываете другую банковскую карту и т. п.)?
% опрошенных, когда-либо пользовавшихся пробными подписками
Как Вы относитесь к привязыванию банковской карты к аккаунту при оформлении бесплатной пробной подписки на сервис/услугу?
Случались ли с Вами ситуации, когда Вы пропускали истечение срока пробной подписки, которую Вы НЕ планировали продлевать, и с Вашей карты списывали средства за последующее полное пользование сервисом/услугой?
% опрошенных, когда-либо пользовавшихся пробными подписками
После того, как с Вас списали денежные средства в счет оплаты подписки на сервис/услугу, которую Вы НЕ планировали продлевать, Вы:
Множественный выбор, % опрошенных, которые не планировали переходить на платную подписку, но пропускали истечение срока пробной подписки, и с их карты списывали средства
Пробные подписки каких сервисов, на Ваш взгляд, наиболее привлекательны (например, имеют оптимальную длительность, стоимость, достаточный набор опций для ознакомления с сервисом/услугой и т. п.)?
Свободный ответ Представлены наиболее популярные варианты ответов

 

Выборка исследования

С 6 по 8 октября с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1900 человек старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.

Популярные материалы