С кем летать хорошо? Народный рейтинг авиакомпаний
Государства постепенно открывают границы, что дает надежду на восстановление рынка авиаперевозок, парализованного из-за пандемии коронавируса. Мы попросили пассажиров оценить услуги российских авиакомпаний и на основе этих оценок составили рейтинг лучших перевозчиков.
Наиболее известной авиакомпанией ожидаемо стал «Аэрофлот» — его знают 93% опрошенных, пользовавшихся услугами российских авиалиний в течение последнего года. Далее расположились S7 Airlines (89%), «Уральские авиалинии» (81%) и «Победа» (85%). Значительно менее известны перевозчики Utair (70%), «Россия» (63%) и Red Wings (52%). Замыкают список Nordwind Airlines (45%), Nordstar (42%) и «Ямал» (22%).
Первая десятка наиболее востребованных авиакомпаний выглядит примерно так же: услугами «Аэрофлота» пользовались 49% летавших в последний год, S7 Airlines — 37%, «Победы» — 25%, «Уральских авиалиний» — 20%, «России» — 16%, Utair — 15%. Также в десятку вошли компании Nordwind Airlines (10%), Red Wings (8%), Nordstar (5%) и «Азимут» (3%).
Цены, маршрутные сети, авиапарк
Если говорить о стоимости билетов, то здесь результаты оказались совсем иными. Выше всего этот параметр оценивают клиенты «Победы»: 7,5 балла, где 10 — выгодные цены, а 1 — завышенные цены. Nordwind получил 7,3 балла, Utair — 6,9, S7 Airlines и «Уральские авиалинии» — по 6,7, «Россия» — 6,5, а «Аэрофлот» — 5,6 балла.
Наиболее соответствующая потребностям клиентов маршрутная сеть оказалась у компаний Nordwind (8,6), S7 Airlines и «Аэрофлота» (по 8,5). «Победу» и «Уральские авиалинии» по этому параметру оценили на 8,2 балла, а Utair и «Россию» — на 8,1.
В лучшем состоянии самолеты, по мнению респондентов, у компаний «Аэрофлот» и S7 Airlines (по 8,3 балла). Существенно ниже оценки у Nordwind (7,8), «Победы» и «России» (по 7,7 балла). Салоны и внешний вид самолетов «Уральских авиалиний» респонденты оценили на 7,6 балла, а Utair — на 7,5.
Обслуживание на земле и в воздухе
Лучшее обслуживание в аэропорту (на стойках регистрации и приема багажа, при выходе на посадку), по мнению клиентов, предлагают компании S7 Airlines (8,5 балла), Nordwind и «Аэрофлот» (по 8,4). Компания Utair получила оценку 8,3 балла, «Россия» и «Уральские авиалинии» — по 8,1, «Победа» — 7,7.
Больше всего довольны уровнем обслуживания пассажиров на борту также клиенты «Аэрофлота» (8,7), S7 Airlines (8,6) и Nordwind (8,4). Utair и «Россия» получили оценку 8,3 балла, «Уральские авиалинии» — 8,2, а «Победа» — 7,8.
Наибольшую гибкость в правилах провоза багажа и ручной клади, по мнению пассажиров, проявляет компания S7 Airlines — средняя оценка 7,6 балла. «Аэрофлот», «Россия» и Nordwind получили 7,4 балла, а «Победе» пассажиры поставили самую низкую оценку из всех рассматриваемых нами параметров — всего 4,8 балла.
Мы также вывели среднюю оценку из всех рассмотренных критериев и результаты оказались близки к оценкам общей удовлетворенности от услуг авиакомпаний. Первое место у S7 Airlines — 8,1 балла. Далее расположились Nordwind (8,0) и «Аэрофлот» (7,9). Сразу три перевозчика получили среднюю оценку 7,7 балла — «Россия», Utair и «Уральские авиалинии». И замыкает этот сводный рейтинг «Победа» с оценкой 7,2 балла.
Также мы задали респондентам несколько общих вопросов о практике пользования услугами авиакомпаний и узнали, на что они ориентируются прежде всего при выборе авиаперевозчика. Большинство (78%) регулярно отслеживают цены на билеты перед покупкой, причем 38% делают это всегда, а 40% — чаще всего. Совсем не отслеживают цен лишь 6% участников исследования.
Также большинство опрошенных (69%) покупают билеты на самолет на сайте авиакомпаний, 42% также делают это на сайтах и в приложениях агрегаторов. Мобильными приложениями авиакомпаний пользуются для покупки билетов 22%. И всего 8% респондентов покупают их на кассах и терминалах в аэропорту.
Что важнее при выборе перевозчика
Наиболее важным критерием при выборе авиакомпании абсолютное большинство опрошенных (86%) назвали стоимость билетов. На удобство вылета и прилета обращают внимание при выборе 71%, на отсутствие пересадок и скорость прибытия — 67%. Чуть больше половины респондентов ориентируются на аэропорт вылета или прилета (52%) и надежность и известность перевозчика (51%).Также для 48% при выборе билетов важен личный опыт использования услуг той ли иной компании, для 36% — удобство в полете (откидные кресла, комфортное расстояние между рядами), для 33% — питание на борту.
Когда же мы попросили респондентов выбрать всего один ключевой фактор, который в наибольшей степени влияет на их выбор, 44% назвали стоимость билетов. Отсутствие пересадок, которое стало вторым по значимости фактором, выбрали всего 12% участников исследования.
Выборка исследования
С 8 по 9 сентября с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1200 россиян старше 18 лет, пользовавшихся услугами авиакомпаний в течение последнего года. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.