Сила связей. Россияне — о своем опыте нетворкинга
Большинство опрошенных имеют полезные знакомства в профессиональной сфере. А 51% с их помощью удавалось решить рабочие вопросы или начать новое сотрудничество. Мы выяснили, легко ли россиянам заводить деловые связи, как они это делают и для кого такие знакомства оказывались полезными.
Согласно исследованию, 74% россиян, которые работают в настоящий момент или находятся в поиске работы, имеют круг полезных знакомств в своей профессиональной сфере. При этом тоже 74% отметили, что легко знакомятся с людьми, которые могут быть полезны в их карьере.
Чаще всего россияне выстраивают деловые связи непосредственно в процессе работы — так ответили 88% респондентов. Втрое меньше опрошенных (29%) налаживают контакты, переходя с одного места работы на другое, 22% делают это на форумах, мероприятиях и конференциях, 20% — во время учебы на профессиональных курсах. Также 13% находят связи в вузе или колледже, а 11% — в социальных сетях.
Как россияне поддерживают полезные связи?
Далее мы спросили у россиян, владеющих деловыми связями, какие приемы нетворкинга* они обычно используют. Чаще всего респонденты отвечали, что ищут общие интересы с собеседником вне рабочих тем (42%), узнают, чем он может быть полезен в будущем (41%) и стремятся произвести хорошее впечатление (40%). Кроме того, более трети (35%) стараются понять, как сами могут пригодиться собеседнику в дальнейшем, 34% узнают, есть ли у них общие знакомые, и 30% начинают разговор с отвлеченных тем.
Отметим, что чем выше должность опрошенных, тем чаще они отвечали, что стараются произвести хорошее впечатление на делового знакомого (69% руководителей высшего звена против 38% рабочих), а также понять, чем собеседник может быть полезен в будущем (66% против 29%). При этом менеджеры среднего звена, согласно опросу, чаще других категорий начинают разговор с отвлеченных тем (54%) и стараются найти общих знакомых с собеседником (28%). А среди рабочих выше процент тех, кто не предпринимает никаких действий для выстраивания контактов (14% против 3% руководителей высшего звена).
Мы также узнали, как россияне, имеющие полезные профессиональные связи, поддерживают их. Так, более половины (51%) поздравляют деловых знакомых с разными праздничными датами, 44% — только с профессиональными праздниками, 39% делятся интересной информацией на профессиональные темы, тоже 39% участвуют в обсуждениях деловых вопросов. Кроме того, многие поддерживают общение в соцсетях: 27% ведут переписку, и 24% ставят лайки или комментируют публикации.
Половине опрошенных деловые связи помогали в работе
В целом 59% опрошенных отметили, что им легко обратиться к своим деловым знакомым с какой-либо просьбой или предложением. При этом чаще всего так отвечали мужчины, респонденты старше 55 лет (по 68%) и руководители высшего звена (84%).
Если говорить о практической пользе нетворкинга, 51% опрошенных с помощью деловых связей удавалось решить рабочие вопросы или начать новое сотрудничество. Примечательно, что решали деловые вопросы с помощью связей чаще всего мужчины (59%) и респонденты старше 55 лет (54%) — категории россиян, которые чаще других без затруднений могут обратиться к своим деловым знакомым с просьбой или предложением. Также нетворкинг чаще помогал в работе тем, кто при первой встрече с людьми из профессионального круга старается найти общие интересы (84%), как можно больше рассказать о себе (78%) и понять, как сами могут быть полезны новому знакомому (71%). Реже всего о пользе профессиональных связей сообщали опрошенные, которые не используют никаких приемов нетворкинга (33%).
Выборка исследования
С 11 по 12 апреля с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1700 россиян старше 18 лет, которые работают в настоящий момент или находятся в поиске работы. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.