Россияне – о качестве образования в стране и отказе от Болонской системы
В начале лета Минобрнауки сообщило об исключении российских вузов из Болонского процесса. В настоящее время Министерство разрабатывает национальную систему высшего образования. Рассказываем, как наши соотечественники в целом оценивают качество образования в России и что думают по поводу изменений в этой сфере.
Среди опрошенных россиян большая часть (37%) имеют высшее образование в степени специалиста, 23% — среднее профессиональное образование, 17% — степень бакалавра, 6% — магистра. Тоже по 6% имеют несколько высших или среднее общее образование, по 2% — степень кандидата наук (аспирантура) или начальное профессиональное образование, и 1% — неоконченное среднее образование.
Отметим, что степень бакалавра имеют чаще всего респонденты с ежемесячным личным доходом 31-50 тысяч рублей (20-21% против 14% опрошенных, которые получают 21-30 тысяч рублей в месяц). А среди опрошенных, которые получают более 100 тысяч рублей в месяц, выше всего доли магистров, кандидатов наук и имеющих несколько высших образований — 13%, 7% и 14% соответственно.
Образование в России в оценках наших соотечественников
Большинство опрошенных россиян (70%) довольны уровнем своего образования. Также 21% не удовлетворены им, но в будущем хотят учиться еще, и 9% не имеют возможности получить образование, которое хотят. Ожидаемо, что чаще всего довольны своим образованием респонденты, которые окончили аспирантуру (83%), магистратуру (80%), имеют степень специалиста или несколько высших образований (по 78%).
Что касается качества полученного образования, им удовлетворены 82% участников исследования, и несколько чаще так отвечали тоже магистры (90%), специалисты (86%), кандидаты наук и имеющие несколько высших образований (по 88%).
Далее мы попросили участников исследования оценить по 10-балльной шкале качество разных уровней образования в России. Результаты выглядят следующим образом.
Школьное образование: общий средний балл — 5,8
Начальное профессиональное образование (лицей, училище): общий средний балл — 5,7
Среди выпускников лицеев и училищ — 6,2 балла
Среднее профессиональное образование (колледж, техникум): общий средний балл — 6,1
Среди выпускников колледжей и техникумов — 6,5 балла
Высшее образование: общий средний балл — 6,4
Среди бакалавров — 6,5 балла
Среди магистров — 6,6 балла
Среди специалистов — 6,2 балла
Среди кандидатов наук (аспирантура) — 5 баллов
Среди имеющих несколько высших образований — 6,1 балла
Большинство поддерживают отказ от Болонской системы
Болонский процесс — это создание единого пространства высшего образования для коммуникации между вузами разных стран. Болонская система подразумевает три степени образования: бакалавр, магистр и доктор наук. Россия подключилась к процессу в 2003 году, а в 2007 году в стране были введены бакалавриат и магистратура.
В начале лета Минобрнауки сообщило об исключении российских вузов из Болонского процесса. В настоящее время Министерство разрабатывает национальную систему высшего образования, которая должна объединить в себе как бакалавриат и магистратуру, так и специалитет.
По данным нашего опроса, 67% россиян положительно относятся к отказу от Болонской системы, и чаще всего так считают респонденты, которые окончили специалитет (74%), аспирантуру (69%) или получили несколько высших образований (71%). Данные отличаются и в разрезе возраста: чем старше респонденты, тем чаще они поддерживают отказ от Болонской системы (75% опрошенных старше 55 лет против 53% молодежи 18-30 лет).
Негативно воспринимают изменения в системе высшего образования в России 14%, еще 19% затруднились выразить свою точку зрения.
Выборка исследования
С 15 по 16 августа с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1800 россиян старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.