Методология 03 августа 2023

Как адаптировать опросы для мобильных устройств

В 2022 году доля мобильного трафика в Рунете достигла 90%. Аналитики фиксируют тренд на быстрое потребление контента, в том числе с помощью мессенджеров и соцсетей. Эта тенденция характерна и для онлайн-опросов: в ходе опросных кампаний по онлайн-панели Anketolog.ru 75% анкет заполняют со смартфонов. Вот почему важно уделять особое внимание адаптации анкеты к мобильным устройствам.

 

 

Длительность анкеты

Сегодня для многих предпочтительным устройством становится смартфон, а не десктоп. По мере того, как мобильные устройства продолжают улучшаться, комплешн рейт для более длинных опросов приближается к аналогичному показателю для десктопов. При этом оптимальная длительность опроса независимо от устройства составляет 10-15 минут или меньше.

В опросах дольше 20 минут наблюдается снижение доли респондентов, завершивших опрос, независимо от типа устройства. При этом на комплешн рейт влияют отношение респондента к бренду, размер вознаграждения и аудитория опроса (онлайн-панель или собственная база клиентов). Из-за чего в некоторых случаях опрос сокращают до 5-15 простых вопросов.

Несмотря на то, что доля отказов для опросов на мобильных устройствах выше, чем для десктопов, тип устройства не влияет на результаты опроса. За некоторыми исключениями, когда опрос предполагает большой экран просмотра, например, для конджойнт-анализа или объемных вопросов типа «Матрица».

 

Как сократить анкету для мобильных устройств

Если опрос для мобильных устройств длится более 15 минут, стоит подумать, как сократить количество вопросов. К примеру, если вы предлагаете респондентам оценить их удовлетворенность каждым из 15 параметров, для смартфонов сократите список до 10 наиболее значимых из них. Другой вариант – показывать случайную подвыборку вариантов ответа, чтобы каждый параметр оценивали не все, а только часть респондентов.

Еще один способ сократить длинный список – сгруппировать все или часть вариантов по смыслу. В случае выбора более общей категории, респонденту предлагают уточнить свой ответ, ответив на соответствующий выбранному варианту ответа дополнительный вопрос.

В наших предыдущих материалах мы уже рассказывали, как сократить длительность анкеты с помощью инструментов конструктора анкет и методов статистики. А также как сделать анкету более вовлекающей для респондентов, чтобы увеличить комплешн рейт.

 

Типы вопросов и дизайн анкеты

В вопросах типа «Шкала» сократите количество вариантов ответа до 5-7 баллов. Более дробные шкалы требуют прокрутки экрана, что затрудняет прохождение опроса. 

Вопрос типа «Матрица», где респонденту предлагают оценить ряд утверждений по n-балльной шкале, разбейте на серию отдельных вопросов типа «Шкала». Несмотря на увеличение общего количества вопросов анкеты, такой подход положительно скажется на качестве полученных данных.

Чтобы оптимизировать использование экрана, сократите объем текста в вопросах и вариантах ответа. К примеру, вместо «Какой вариант дизайна упаковки из представленных ниже нравится вам больше всего?» спросите «Какая упаковка вам нравится?».

Если вы добавляете вариант ответа «Другое», необязательно оставлять поле для ввода ответа вручную. Во-первых, категоризация ответов на открытые вопросы займет много времени. Во-вторых, эти данные редко находят практическое применение. Конечно, если речь идет не о пилотажном исследовании.

Для минимизации прокрутки экрана, располагайте вопросы на отдельных страницах. Исключение могут составлять компактные вопросы, которые помещаются на одном экране.

Если вы предлагаете респонденту выбрать одно из нескольких изображений, проследите, чтобы все они помещались на одном экране, чтобы респондент мог видеть все изображения одновременно. При проведении теста первого клика убедитесь, что изображение достаточно крупное, чтобы респондент мог сделать клик по отдельному элементу интерфейса.

Сведите количество открытых вопросов к минимуму. Ввод текста с помощью виртуальной клавиатуры может вызвать трудности у респондентов, и увеличить долю отказов.

При загрузке изображения используйте минимально достаточный размер, чтобы исключить задержку загрузки изображения у респондентов со слабым интернет-соединением.

Чтобы сократить количество кликов по экрану, необходимых для ответа на вопрос, вместо вопроса типа «Выпадающий список» используйте «Множественный выбор».

Поскольку на мобильных устройствах шкалы чаще всего отображаются в вертикальном формате, лучше использовать графические шкалы, которые не требуют подписей значений. Например, цветовой градиент, звезды, однотонные или цветные смайлики. При желании вы также можете загрузить собственные изображения в качестве пунктов шкалы.

Поскольку респонденты, которые заполняют анкету со смартфона, легче отвлекаются, не лишним будет несколько раз продублировать приглашения тем, кто не открыл опрос или не прошел его до конца. Если вы рассылаете приглашения к опросу с помощью встроенного инструмента рассылок «Анкетолог», вы можете дублировать приглашения по эл. почте тем, кто не прошел опрос. При этом у тех, кто уже начинал проходить опрос, анкета откроется на том же месте, на котором они остановились в прошлый раз. 

Перед запуском опросной кампании проверьте, как будет отображаться анкета на всех типах устройств. В режиме предварительного просмотра в рамках одного окна вы можете посмотреть, как будет выглядеть анкета на десктопе, ноутбуке, планшете и смартфоне.

 

Заключение

Поскольку доля мобильного трафика продолжает набирать обороты, основной фокус внимания исследователей смещается в сторону смартфонов. Следование этим простым рекомендациям поможет вам существенно улучшить пользовательский опыт при прохождении опроса и получить более качественные данные.

Популярные материалы