Технологии 09 января 2024

58% россиян не хотят общаться по телефону с роботами

Мы опросили более 3 тысяч россиян, которые во время телефонных звонков периодически сталкиваются с голосовыми помощниками.

Технологии разговорного искусственного интеллекта постоянно совершенствуются и сегодня они позволяют решать самые разные задачи: от напоминания о приеме к врачу до психотерапевтической сессии. Отечественные компании уже оценили выгоды от внедрения голосовых помощников в бизнес-процессы: 88% опрошенных россиян регулярно сталкиваются с ответами ИИ-ассистентов при обращении в компании, а 64% отметили, что роботы звонят им сами. Чаще всего это происходит при контакте с телекоммуникационными компаниями (61%), интернет-магазинами (56%) и медицинскими учреждениями (55%).

К преимуществам речевого ИИ относят получение консультации 24/7 (56%) и скорость ответа (37%). По мнению опрошенных, ИИ-ассистенты наиболее эффективны для информирования о статусе заказа (64%), напоминания об оплате (58%) или предстоящем визите (54%), подтверждения времени и адреса доставки товаров (52%) и предоставления справочной информации (50%). 

Но, несмотря на постоянное развитие разговорного ИИ, россиянам все же удобнее общаться с оператором, чем с роботом.

 

Только 34% опрошенных готовы выслушать звонок от робота

Более половины (58%) респондентов признались, что относятся к телефонным чат-ботам негативно, а 34% – нейтрально. Только 34% готовы прослушать входящий звонок от компании, если услышали голос робота. Общаться с оператором будут 29%, а 22% положат трубку в любом случае.

Респонденты убеждены, что люди лучше, чем голосовые помощники, справляются с решением вопросов и по эффективности (96%), и по скорости (81%), и по качеству обслуживания (86%). Также среди ограничений голосовых помощников называют небольшое количество сценариев диалога (79%), шаблонное решение вопроса (78%) и отсутствие удовлетворения от общения (29%). 

Чаще всего люди понимают, что общаются с ИИ, по манере речи (70%), сценарию диалога (61%) и голосу (45%). Треть (34%) респондентов предпочтут общаться с роботом-женщиной, но для 57% «пол» голосового помощника не имеет значения. Продолжить диалог мотивируют спокойный голос (58%), легкая и живая манера общения (37%) или, напротив, серьезный деловой тон (17%).

 

47% не готовы передавать роботу свои персональные данные

Тот факт, что ИИ-ассистентам доступна конфиденциальная информация, беспокоит россиян: 30% воспринимают это скорее негативно, 36% – негативно. Почти половина опрошенных (47%) не согласны передавать роботу персональные данные, 39% готовы сообщить только ФИО, 20% – номер договора, 12% – подтвердить или опровергнуть свои намерения.

А вот обращение по имени отчеству не настораживает респондентов: 47% воспринимают это положительно, 41% – нейтрально.

 

А как насчет ИИ-секретарей на личных номерах?

Теперь голосового помощника можно подключить и к своему номеру телефона: 20% опрошенных интересует такая функция. Причем чаще всего хотят подключить Машу от DeepVoice labs (39%), Защитника от МТС (27%), Еву от «МегаФона» (21%), Олега от «Тинькофф» (20%) и Салют от «Сбера» (19%).

Уже подключили телефонного секретаря к своему номеру 13% опрошенных: среди них 36% отметили Олега от «Тинькофф», а 35% – Еву от «МегаФон». По опыту пользователей, технология полезна для защиты от спама (61%) и мошенников (55%), помогает не пропустить важный звонок (46%) и ответить по второй линии (25%).

 

 

54% согласны говорить с личным телефонным секретарем

Однако в целом россияне относятся к технологии голосовых помощников без особого энтузиазма: 56% опрошенных настроены по отношению к ней нейтрально, 28% – негативно. Если абонент недоступен, респонденты предпочтут перезвонить позже (72%) или написать в мессенджер (14%). И только 9% оставят сообщение ИИ-секретарю.

Тот факт, что современные голосовые помощники могут общаться друг с другом, не вызывает отклика у 62%, а 20% настроены негативно.

 

Как часто во время звонков в колл-центр компаний Вам отвечает голосовой помощник?
Как Вы относитесь к тому, что при обращении в какую-либо организацию вместо человека с вами общается голосовой помощник?
Хотели бы Вы узнавать в начале разговора, что общаетесь с голосовым помощником?
Готовы ли Вы продолжить общение, если поймёте, что звонит голосовой помощник?
Для каких задач, на Ваш взгляд, компаниям эффективнее всего использовать голосовой помощник?
Множественный выбор
Как Вы относитесь к тому, что голосовые помощники имеют доступ к конфиденциальной информации?
Как часто из колл-центра компании Вам звонит голосовой помощник?
Какой голос робота Вам приятнее услышать?
Какие преимущества в работе голосового помощника Вы для себя отмечаете?
Множественный выбор
Какие недостатки в работе голосовой помощника Вы для себя отмечаете?
Множественный выбор
В каких компаниях Вам приходилось общаться с голосовым помощником?
Множественный выбор
Представьте ситуацию, что Вы позвонили на номер, где подключен голосовой помощник. Как Вы относитесь к тому, что на звонок отвечает голосовой помощник?
Насколько долго Вы готовы поддерживать диалог?
Что Вы будете делать, если на Ваш звонок ответил голосовой помощник?
Какой голос помощника Вам приятнее услышать?
Множественный выбор
Хотели бы Вы подключить голосового помощника к своему номеру телефона?
Какого голосового помощника Вы хотели бы подключить?
Множественный выбор % опрошенных, которые хотели бы подключить голосового помощника к своему номеру
Для решения каких задач Вы используете голосовой помощник?
Множественный выбор % опрошенных, которые уже подключили личного голосового помощника к номеру телефона

 

Выборка исследования

С 2 ноября по 27 декабря с помощью онлайн-панели Anketolog.ru было опрошено 3620 россиян старше 18 лет, которым приходилось общаться с голосовыми помощниками. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.

Популярные материалы