Маркетинг 14 августа 2023

10 трендов диджитал-маркетинга этого года

Диджитал-маркетинг динамично развивается. Поэтому чтобы оставаться на одной волне с молодой аудиторией, важно быть в курсе последних тенденций.

Мы уже писали о том, как бренды используют ИИ: продвигаются в метавселенных, создают AR-приложения и мероприятия, используют дипфейки при создании видеоконтента. Новые технологии сами по себе способны привлечь внимание, но пока, к сожалению, доступны только крупным компаниям. 

В новом материале расскажем, какие тренды остаются актуальными в 2023 году и доступны даже среднему и малому бизнесу.

 

Короткие видео

По данным опроса «Анкетолог», видеореклама воспринимается легче всего – так считают больше половины респондентов (51%). Менее популярны текст и изображения (44%), только текст (23%), только изображения (23%) и аудио (12%).

Неудивительно, что в последнее время короткие видео стали невероятно популярны среди пользователей. Этот формат теперь есть во всех популярных соцсетях – TikTok, Instagram* , YouTube, Pinterest. Даже Твиттер добавил видеоконтент, несмотря на то, что это идет вразрез с основной идеей платформы – публикацией емких сообщений до 140 символов. 

Благодаря небольшой длине и четкому критерию «успеха» (досматриваемость видео), алгоритмы быстро подстраиваются под предпочтения пользователя, увеличивая время его пребывания в приложении. 

* соцсеть принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ

 

Чат-боты и голосовой поиск

Чат-боты остаются в тренде и в 2023 году. Сегодня потребители ждут, что все компании будут реагировать на их запросы 24/7. 

При этом с каждым днем чат-боты становятся умнее. Благодаря технологиям, они могут анализировать данные о предыдущих взаимодействиях с клиентом, находить закономерности в поведении и предлагать решение с учетом контекста. Сегодня чат-боты не только помогают советом, но и бронируют билеты, настраивают оповещения и принимают платежи.

Чат-боты развивают омниканальный подход к коммуникации с клиентом. Их интеграция с популярными мессенджерами и соцсетями способствует лидогенерации, росту качества обслуживания и продаж. 

В 2021 году 30% всех поисковых запросов было сделано с устройств без экрана. Рост популярности голосового поиска ускорил появление голосовых чат-ботов, способных более эффективно решать задачи клиентов. 

 

Продвижение с помощью инфлюенсеров

С уходом с российского рынка рекламных площадок Meta (признана экстремистской и запрещена на территории РФ) рекламодатели лишись рекламного инструмента, работающего по модели конверсий. Из-за чего многие компании перераспределили бюджет в пользу нативных интеграций у блогеров. По данным международного агентства, в 2023 году индустрию инфлюенс-маркетинга ожидает рост до 21,1 млрд долларов.

В отличие от таргетированной рекламы с прогнозируемым результатом, размещение у блогеров всегда сопряжено с риском. Вот почему особенно важно выбрать инфлюенсера, который имеет авторитет у целевой аудитории бренда. По результатам нашего опроса, чаще всего россияне смотрят Анастасию Ивлееву (15%), Юрия Дудя (13%) (признан в России иностранным агентом по решению Минюст РФ) и Дмитрия Куплинова (11%). Причем в каждой возрастной группе рейтинг блогеров выглядит по-разному.

 

Пользовательский или UCG-контент

Контент о бренде от покупателей вызывает больше доверия. Фотографии продукта, распаковка доставки, обзоры и комментарии – отличный нативный способ продвижения. По данным опроса, больше всего респонденты доверяют рекомендациям товаров и услуг от друзей в соцсетях, на втором месте – отзывы на маркетплейсах и сайтах-отзовиках, на третьем – контекстная и таргетированная реклама.

Пользовательский контент может стать триггером к покупке: 42% респондентов готовы перейти на сайт продавца и приобрести товар или услугу, изучив отзывы на маркетплейсе, 33% могут мотивировать к покупке рекомендации друзей в соцсетях, 31% — публикации на сайте отзывов. Поэтому бренды заинтересованы в создании все новых и новых механик, чтобы поощрять клиентов к созданию контента с упоминанием бренда.

 

Интернет вещей 

К интернету вещей относят бытовые устройства, которые по сети WI-FI подключаются к смартфону или компьютеру. Они повышают качество жизни, работая без участия человека. По данным «М.Видео-Эльдорадо», наиболее востребованы у потребителей колонки с голосовыми ассистентами, например, «Алиса» или «Маруся», роботы-пылесосы, а также розетки, способные выключаться по команде смартфона.

Конечно, сами устройства вряд ли когда-либо будут продвигать товары или услуги, но они собирают данные о поведении пользователей. С их помощью маркетологи прогнозируют действия клиентов и усиливают персонализацию предложений.

При этом у потребителей есть страхи, связанные с появлением умных устройств. По данным опроса, 71% респондентов боятся, что через экосистему умных устройств киберпреступники взломают базу данных, запустят вирус и т. д. 55% опасаются стать зависимыми от технологий, а 46% боятся вмешательства в частную жизнь.  

 

Нативная реклама

Пользователи устали от навязчивых рекламных сообщений: 47% опрошенных блокируют рекламу на ноутбуке или десктопе, 40% активируют эту функцию в смартфоне. Поэтому бренды делают ставку на рекламу, которая мимикрирует под органический контент платформы. 

Чтобы такой подход приносил результаты, контент должен быть качественным и полезным для пользователей. Так, к примеру, компании создают брендированные стикерпаки – они выглядят нативно и к тому же обладают вирусным эффектом.

 

Подкасты 

Подкасты органично встраиваются в динамичные будни жителя мегаполиса: их удобно слушать в транспорте, в обеденный перерыв, совмещать с делами по дому. В погоне за охватами бренды освоили и этот формат – это может быть нативная реклама или отдельный рекламный блок. 

Кстати, Василий Жаворонков, руководитель отдела исследований «Анкетолог», недавно стал гостем подкаста о маркетинге, где рассказал, как строится выборка для маркетингового исследования, чтобы полученные результаты отражали мнения всей целевой аудитории.

 

Безопасность данных

Недавние резонансные кейсы об утечке данных у Яндекс.Еды и Билайн заставили потребителей настороженно относиться к персональным данным, которые они сообщают компаниям. В Госдуме даже предложили использовать маркировку «ненадежного оператора» для компаний, допустивших утечку персональных данных.

По данным исследования, пользователи невысоко оценивают защищенность своих данных – на 4 из 10 баллов. 79% опрошенных пугают негативные последствия утечки данных. Наиболее частые опасения связаны с оформлением займов (66%), регистрацией фирм или подделкой паспорта (60%), проблемами с банковскими счетами и спам-звонками и рассылками (55%).

Бренды в свою очередь делают фокус на гарантии безопасности данных, соблюдении конфиденциальности, принятии специальных мер во избежание утечек и предоставлении подробной информации о том, как будут использоваться данные. 

 

Интерактивный контент

Интерактив увеличивает время на сайте и позволяет собрать больше данных для уточнения стратегии продвижения. В сложных тематиках интерактивные форматы (опросы, калькуляторы) позволяют провести онбординг пользователей, чтобы те разобрались в нюансах продукта и выбрали для себя оптимальный вариант. Квизы, викторины, конкурсы позволяют развлечь пользователей в перерывах между экспертным и продающим контентом. 

Еще один способ вовлечь подписчиков в жизнь бренда – голосование. Как, например, это делает отечественный бренд уходовой косметики «Изкольцово». В своем телеграмм-канале они регулярно проводят голосования за лучшее название продукта, очередность запуска новинок, формат и тематику контента.

 

Персонализация маркетинга

Пользователей на каждом шагу атакуют рекламные сообщения. Персонализация предложений позволяет выделиться в общем потоке сообщений и удержать внимание. Обращение по имени, поздравление с днем рождения или персональные скидки на интересующие товары формируют у клиента ощущение диалога с брендом. 

При этом сбор клиентских данных становится сложнее. Некоторые платформы (Apple) уже отказались, а другие (Google) планируют отказаться от куки, чтобы обеспечить информационную безопасность пользователей. Поэтому маркетологи вынуждены плотнее погружаться в работу с собственными системами аналитики, чтобы сегментировать аудиторию.

Один из способов узнать больше о своих клиентах – проводить онлайн-опросы. Это могут быть как более серьезные анкеты, так и небольшие блиц-опрос в формате поп-ап или бокового виджета.

 

Популярные материалы