Интернет 23 июля 2022

Меняется ли отношение к компаниям после утечки клиентских данных? Исследование

Большинство интернет-пользователей отмечают, что за последние два года участились случаи утечки персональных данных в крупных компаниях. Причем среди респондентов 57% пользовались услугами этих организаций на момент происшествия. Рассказываем, с какими негативными последствиями столкнулись интернет-пользователи из-за утечки клиентских баз, перестали ли пользоваться услугами компаний, допустивших это, и считают ли, что в современном мире возможно исключить подобные ситуации.

 

 

Согласно опросу, интернет-пользователи сегодня невысоко оценивают защищенность своих персональных данных — в среднем на 4 балла из 10 возможных. При этом большинство (75%) опасаются за их конфиденциальность, и чаще всего об этом переживают женщины (76% против 72% мужчин) и пользователи старше 55 лет (79% против 70% респондентов 18-30 лет). 

 

Если вдруг...

В целом 79% опрошенных пугают негативные последствия в случае, если их данные все же попадут в открытый доступ. Наиболее частые опасения — что данные могут быть использованы для оформления кредитов или займов (66%) и в других преступных целях, например, оформления фирмы или подделки паспорта (60%). Также по 55% опасаются проблем со своими банковскими счетами и спама в виде звонков или рассылок, 38% — угрозы личной безопасности, 37% — безопасности семьи, и тоже 37% — вторжения в частную жизнь.

Стоит заметить, чем старше интернет-пользователи, тем чаще они беспокоятся, что их личная информация может быть использована для оформления кредитов или займов (72% респондентов старше 55 лет против 62% опрошенных 18-30 лет), а также что утечка данных может привести к проблемам с банковскими счетами (62% против 48% соответственно) и спаму (58% против 47%). В то же время молодежь 18-30 лет больше переживает об угрозе личной безопасности (47% против 31% опрошенных старше 55 лет), безопасности своей семьи (42% против 33% соответственно), а также о вторжении в частную жизнь (42% против 28%).

 

Последствия утечки персональных данных

В целом 73% респондентов отмечали, что за последние два года участились случаи утечки данных в крупных компаниях. Причем среди них 57% сообщили, что на момент происшествия пользовались услугами предприятий, о которых поступала такая информация. 

Далее мы узнали у этой категории опрошенных, клиентами каких именно компаний они являлись, узнав, что в них произошла утечка данных. Так, в открытом вопросе 57% респондентов назвали компанию «Яндекс». Несколько меньшее число респондентов (43%) отметили организацию CDEK, 14% — «Сбербанк», по 5% — Oriflame и Wildberries*, 3% — Delivery Club, по 2% — «ВТБ»*, «Альфа-Банк» и Google.

При этом, по словам 72% опрошенных, которые пользовались услугами компаний, допустивших утечку данных, им приходилось сталкиваться с негативными последствиями инцидентов. Большинство (58%) пожаловались на спам в виде рассылок и звонков, у 11% появились проблемы с банковскими счетами, 8% ответили, что на их имя оформили кредит или займ, тоже 8% пожаловались на вторжение в личную жизнь. Также 7% столкнулись с угрозой личной безопасности, 6% — с другими противозаконными действиями, например, оформлением SIM-карты на свое имя, а 5% — вторжением третьих лиц в профессиональную деятельность.

Несмотря на это, лишь 6% респондентов после утечки данных в компании, клиентами которой они являлись, перестали пользоваться ее услугами. Еще 51% частично сократили свое взаимодействие с компанией, а 43% продолжили пользоваться ее услугами в обычном режиме.

 

Многие не изменили отношения к компаниям после утечки данных клиентов

Среди опрошенных, которые слышали об учащении случаев утечки персональных данных в крупных организациях за последние два года, 57% признались, что их отношение к этим компаниям не изменилось. Еще 42% отметили, что отношение изменилось в худшую сторону, причем чаще всего так говорили женщины (44% против 40% мужчин) и интернет-пользователи старше 55 лет (49% против по 37% среди опрошенных 18-30 и 31-45 лет).

Стоит заметить, большинство опрошенных (60%) считают, что в современном мире возможно полностью исключить утечки персональных данных. При этом, по мнению 92%, необходимо совершенствовать законодательство в этой области.

 

*Компании Wildberries и «ВТБ» опровергают информацию об утечке данных пользователей.

 

Что из перечисленного Вы делали хотя бы раз за последние 2 года?
Множественный выбор
Оцените по 10-балльной шкале, насколько в целом Вы считаете свои персональные данные конфиденциальными (защищенными от утечек)?

Общее среднее 4
Испытываете ли Вы беспокойство по поводу конфиденциальности (защищенности от утечек) Ваших персональных данных?
Испытываете ли Вы беспокойство по поводу конфиденциальности (защищенности от утечек) Ваших персональных данных?
Испытываете ли Вы беспокойство по поводу конфиденциальности (защищенности от утечек) Ваших персональных данных?
Опасаетесь ли Вы возможных негативных последствий утечки Ваших персональных данных?
Каких негативных последствий утечки Ваших персональных данных Вы опасаетесь в большей степени?
Множественный выбор, % от опрошенных, которые опасаются возможных негативных последствий утечки своих персональных данных
Каких негативных последствий утечки Ваших персональных данных Вы опасаетесь в большей степени?
Приходилось ли лично Вам когда-либо сталкиваться со случаями утечки Ваших персональных данных?
Приходилось ли кому-либо из Ваших близких, знакомых когда-либо сталкиваться со случаями утечки их персональных данных?
Что, на Ваш взгляд, является основной (главной) причиной утечки персональных данных?
За последние два года участились случаи утечки персональных данных клиентов крупных компаний. Осведомлены ли Вы об этом?
Являетесь ли Вы клиентом какой(-их)-либо компании(-ий), в которой(-ых) за последние 2 года произошла(-и) утечка(-и) данных?
% от опрошенных, которым известно об учащении случаев утечки персональных данных клиентов крупных компаний в последние два года
Являетесь(-лись) ли Вы клиентом какой(-их)-либо компании(-ий), о которой(-ых) за последние два года появлялась информация, что ее (их) клиентские данные попали в открытый доступ?
Открытый вопрос, % клиентов компаний, в которых в последние два года происходила утечка данных клиентов Представлены наиболее популярные варианты ответа
Пришлось ли Вам столкнуться с какими-либо негативными последствиями в результате утечки(-ек) персональных данных из компании(-ий), клиентом которой(-ых) Вы являлись на момент происшествия?
Множественный выбор, % клиентов компаний, в которых в последние два года произошла утечка данных клиентов
Изменилось ли в целом Ваше отношение к компании(-ям), в которой(-ых) за последние 2 года произошла(-и) утечка(-и) данных?
% от опрошенных, которым известно об учащении случаев утечки персональных данных клиентов крупных компаний в последние два года
Изменилось ли в целом Ваше отношение к компании(-ям), в которой(-ых) за последние 2 года произошла(-и) утечка(-и) данных?
Изменилось ли в целом Ваше отношение к компании(-ям), в которой(-ых) за последние 2 года произошла(-и) утечка(-и) данных?
Продолжили ли Вы пользоваться услугами компании(-ий), в которой(-ых) за последние 2 года произошла(-и) утечка(-и) данных?
% клиентов компаний, в которых в последние два года произошла утечка данных клиентов
На Ваш взгляд, в целом за последний год контроль за утечками персональных данных клиентов:
Как Вы считаете, существует ли сегодня необходимость в совершенствовании законодательства в области сбора персональных данных?
Можно ли, на Ваш взгляд, в современных условиях исключить утечки персональных данных (предоставления их третьим лицам)?

 

Выборка исследования

С 21 по 22 июля с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1800 интернет-пользователей старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.

Популярные материалы