Что надеть в 2050? Как россияне относятся к технологиям в одежде
Новые технологии влияют на все сферы жизни, в том числе на наш выбор одежды. Свитеры с индикатором настроения, футболки с ЭКГ, носки для людей, страдающих диабетом – технологии решают самые разные повседневные задачи. Совместно с Motive agency&production мы провели опрос и узнали, готовы ли россияне к инновациям в сфере одежды.
Технологии в одежде: мнение россиян
В опросе участвовали россияне, которые слышали о развитии технологий в одежде. Большинство (95%) настроены по отношению к технологичной одежде положительно или нейтрально, из них 66% видят в этом возможность выделиться среди других и улучшить качество жизни.
Среди наиболее востребованных функций технологичной одежды – трекинг состояния здоровья (68%), сохранение тепла (62%), самоочищение (52%), самовосстановление (48%), смена цвета и принта (42%), изменение размера (36%), а также электростимуляция мышц (35%). Отметим также, что 63% россиян пользуются гаджетами и приложениями для ЗОЖ.
По мнению респондентов, для одежды с новейшими технологиями будут характерны высокая стоимость (57%), индивидуальный пошив (52%), долговечность (50%) и экологичность (46%).
Новые технологии позволят тщательнее следить за здоровьем (61%), с комфортом жить и работать в неблагоприятном климате (58%), улучшить качество жизни (55%), а также дадут толчок к развитию смежных сфер (легкой промышленности и электроники) (43%).
По мнению опрошенных, технологичная одежда актуальна в первую очередь для тех, кто работает в экстремальных условиях (пожарные, шахтеры) (71%), людям с ограничениями по здоровью (68%) и ученым-исследователям (33%). Однако безопасность такой одежды россияне оценивают не очень высоко – на 6,5 баллов из 10.
Свитер меняет цвет в зависимости от состояния человека (спокоен/встревожен)
Одежда из альтернативных материалов
Замшевый плащ из грибов, кожаная сумка и блуза из дрожжей – все это не выдумки писателей-фантастов, а реально существующие проекты в сфере биотехнологий. Мы узнали, как респонденты воспринимают идею одежды из альтернативных материалов.
В целом россияне положительно относятся к тканям из растительного сырья: 40% высказали готовность носить одежду из кукурузы, 29% – из переработанных газет, 24% – из кофейной гущи, 23% – из грибов. Пока не готовы к подобным экспериментам с тканью 22% респондентов.
Пальто Balenciaga из мицелия не отличить от настоящей кожи на первый взгляд
Одежда от ИИ-дизайнеров
Около половины (46%) респондентов относятся к дизайну одежды от искусственного интеллекта положительно, еще 46% – нейтрально. По мнению опрошенных, такой одежде свойственна оригинальность (56%), индивидуальность (44%) и высокая стоимость (30%). Что интересно, 24% россиян пробовали генерировать изображения с помощью нейросетей.
Дизайнеры Ксения Герц и Сергей Коротаев экспериментируют в соавторстве с ИИ
Виртуальная одежда
К виртуальной одежде россияне относятся с меньшим энтузиазмом: 65% опрошенных настроены нейтрально, и только 24% – положительно. В то же время, 65% в целом готовы приобретать цифровые вещи сейчас или в будущем: ради нового опыта (37%), для ношения в онлайн-играх (19%), для контента в соцсетях (19%) и созвонов с друзьями и коллегами (12%). Треть (32%) опрошенных готовы потратить на неё до тысячи рублей, 21% – до 3 тыс. рублей, 23% – до 5 тыс. руб.
Большинство (63%) респондентов уверены, что популярность виртуальной одежды с каждым годом будет расти, поскольку люди всё чаще взаимодействуют друг с другом в цифровой среде. Более того, 41% не исключают, что цифровая одежда обойдет по популярности материальную. Например, 50% детей, играющих на онлайн-платформе Roblox, совершают внутриигровые покупки, и в частности это виртуальная одежда для аватаров. Подробные результаты опроса про Roblox читайте здесь.
DressX, мультибрендовый магазин модной одежды Metaverse, первым запустил коллекцию одежды в Roblox
Выборка исследования
С 13 по 28 февраля с помощью онлайн-панели Anketolog.ru было опрошено 1 460 россиян, которые слышали о развитии технологий в одежде. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.