Общество 04 октября 2024

Собеседник в аренду: 36% россиян готовы платить за общение

За последние 20 лет доля одиноких людей в России выросла вдвое с 22 до 40%. Одиночество становится новой нормой, в то же время это не означает, что люди стали меньше нуждаться в общении. Аксиома «человеку нужен человек» по-прежнему сохраняет актуальность.

Парадоксально, что именно сегодня, когда технологии позволяют в любой момент позвонить по видеосвязи, обменяться эмоциями в мессенджере или поделиться происходящим с подписчиками, миллионы людей остро ощущают одиночество. По данным опроса, среди россиян эта доля составляет 43%.

Проблема одиночества затрагивает людей по всему миру. В Великобритании в 2018 году впервые был назначен министр по вопросам одиночества, чья задача – разработать первую в истории страны правительственную стратегию адаптации одиноких людей.

Почему так происходит? Какими могут быть последствия? И может ли бизнес решить эту проблему? Разбираемся вместе.

 

 

В эпоху постоянной гонки времени и сил хватает только на то, чтобы быть функциональным – работать, заниматься бытом, поддерживать себя в форме. На построение наполненных отношений с родными и друзьями остается минимум ресурсов.

По данным опроса, 75% россиян считают, что работают слишком много – 28% это нравится, а 9% хотели бы трудиться еще больше. 43% работающих россиян признались, что из-за работы им не хватает времени и сил на другие сферы жизни.

В то же время растет число разводов – в России на 10 браков приходится 7 разводов. Падает самоценность семьи: люди стали менее терпимы к дискомфорту и не готовы переступать через себя, чтобы сохранить отношения. По данным нашего исследования, 56% россиян нейтрально относятся к разводам, а 24% одобряют их.

Пандемия только усугубила разобщенность среди людей. Для миллионов профессионалов по всему миру удаленная работа из вынужденной меры превратилась в предпочитаемый формат. Но оборотная сторона удаленки – дефицит живого общения с коллегами.

Длительное одиночество не только снижает общее качество жизни, но и представляет серьезную угрозу для физического и ментального здоровья:

  • Одинокие люди вдвое чаще страдают от депрессий и тревожных расстройств
  • На 32% увеличивается риск инсульта и на 29% сердечно-сосудистых заболеваний
  • Чувство одиночества вызывает хронический стресс и воспаление, снижая активность иммунных клеток

Эпидемия затрагивает не только медицину, но и экономику:

  • У одиночек на 12% ниже продуктивность и вовлеченность в рабочие процессы
  • Они на 9 дней чаще берут больничный и в 2 раза чаще думают об увольнении
  • Дополнительная нагрузка на систему здравоохранения оценивается в $2,9 трлна в год

Другими словами, одиночество – не просто личная драма отдельных людей, а глобальная проблема общества и бизнеса. Компании по всему миру теряют миллионы долларов из-за снижения продуктивности и текучки кадров. А значит, в их интересах искать способы помочь людям преодолеть чувство изоляции и построить социальные связи.

Вглянем, что уже предлагает бизнес для решения этой остросоциальной проблемы.

 

Сайты и приложения для знакомств

Баду, Мамба, Твинби и десятки других сервисов обещают помочь найти пару в два клика. Алгоритмы подбирают потенциально совместимых партнеров, а пользователю остается только начать диалог. Существенный минус – для того, чтобы найти живое общение, нужно потратить немало времени на свайпы и переписку.

Среди других недостатков – яркий гендерный перекос: дейтинг-приложениями чаще пользуются мужчины для поиска сексуального партнера (34%) или открытых отношений (25%), против 10 и 11% среди женщин.

По данным нашего опроса, половина пользователей дейтинг-приложений (47%) ищут там общения, а вовсе не романтики. Это тренд спровоцировал рост популярности приложений для знакомств с платоническими целями. Например, поиск компаньонов для походов в кино и музеи – эта идея легла в основу российского онлайн-сервиса «Кавер».

 

Сервисы аренды друзей

Япония – трендсеттер новых форматов отношений. Именно здесь впервые появились компании для аренды друзей на час или день для похода в кино, на шоппинг или семейное торжество. Их часто «приглашают» на похороны или свадьбы, чтобы не краснеть от стыда из-за недостаточного количества гостей.

В России объявления о такой услуге можно найти на «Авито», биржах фриланса и в тематических группах в соцсетях. Причем желающих стать другом на час достаточно: сейчас, в октябре 2024 года, на «Профи.ру» в г. Санкт-Петербург нашлось 6 064 исполнителя.

 

Сервис для платного онлайн-общения: тестирование идеи

Еще один вариант решения проблемы – приложение, где пользователи платят за анонимные разговоры с обычными людьми. С помощью онлайн-панели Anketolog.ru мы опросили 2 000 россиян старше 18 лет, которые хотя бы иногда чувствуют себя одиноко, чтобы узнать их мнение об этой идее. Вот что мы узнали:

 

36% опрошенных готовы платить за общение

Большинство (85%) готовы подписаться на онлайн-сервис с ежемесячным платежом до 1000 руб.: 34% – до 300 руб., 26% – до 500 руб., 10% – до 750 руб., 14% – до 1000 руб. За час общения респонденты в среднем готовы платить до 500 руб.

Самые популярные цели общения в таком приложении:

  • Поддержка в трудной жизненной ситуации (36%)
  • Поддержка в ситуации, о которой нельзя рассказать близким (35%)  
  • Получить взгляд на проблему со стороны (32%)
  • Получить совет человека с похожей жизненной ситуацией (31%)

Чаще всего люди хотят обсуждать отношения (32%), ментальное здоровье (31%), бытовые проблемы (32%), финансовые вопросы (25%) и здоровье (24%).

Вероятность воспользоваться таким сервисом опрошенные оценили в 4,6 баллов. Среди основных возражений скептиков: неискренность такого общения (38%), страх за свою анонимность (20%) и страх общения с незнакомыми (20%). 

Опрошенные считают, что близкие могут не одобрить пользование таким приложением: решат, что им не доверяют (35%), начнут беспокоиться (22%), подумаю, что от них что-то скрывают (22%), решат, что в отношениях есть проблемы (15%).

Цифры говорят сами за себя. Даже в России, где культура платных эмоциональных сервисов еще не развита, идея приложения вызвала живой интерес. Особенно среди тех, кто остро ощущает нехватку общения и поддержки.

 

Готовы ли бы вы были оплатить услугу сервиса «Разговор с НЕпсихологом»?
В каком размере вы бы согласились оплатить подписку на месяц с неограниченным временем общения в сервисе?
% от опрошенных, готовых оплачивать услугу сервиса «Разговор с НЕпсихологом»

 

 

Популярные материалы