Интернет 28 мая 2020

Можно ли доверять телемедицине? Мнение россиян

Пандемия заставила многих отказаться от привычных способов потребления и перевела целые сферы услуг на дистанционную работу. В новом исследовании «Анкетолог» выяснял, боятся ли россияне ходить в больницы из-за коронавируса и готовы ли они обращаться к услугам телемедицины. 

 

 

Ситуация с коронавирусом заставляет большинство россиян отказываться от посещения больниц или скорректировать свои визиты из-за страха заразиться: 30% опрошенных решили посещать их только в экстренных случаях, 14% сократили визиты в больницы, но не могут отказаться от них полностью из-за состояния здоровья, а 23% вовсе перестали делать это. Еще 25% ответили, что у них просто нет необходимости обращаться к врачам, и лишь 8% посещают их в прежнем режиме. 

 

Телемедицина — сегмент здравоохранения, услуги в котором предоставляются врачом дистанционно с помощью интернета и компьютерных технологий. Во время онлайн-консультаций доктор может дать рекомендации, расшифровать результаты анализов и обследований, однако пока закон запрещает врачу выписывать лекарства и ставить диагноз без очного приема.

 

В целом 60% опрошенных признались, что испытывают или будут испытывать тревогу при посещении больниц в нынешней ситуации. Всего же за 2 последних месяца к врачам обращались 41% участников исследования. Из них 31% сталкивались за этот период с невозможностью попасть на очный прием к врачу, 33% – с невозможностью записаться к врачу онлайн или по телефону, 16% – с переносом или прекращением необходимого им лечения, по 10% – с отсутствием необходимым медикаментов и долгим ожиданием скорой помощи. 

 

Вживую привычнее

Судя по результатам опроса, россияне на сегодняшний день неоднозначно относятся к телемедицине. Так, 34% считают эту услугу пустой тратой денег, так как пока по законодательству врач не может удаленно ставить диагнозы и выписывать лекарства. Вместе с тем 24% думают, что телемедицина повышает доступность медицинских услуг, 22% – что это удобно, а 17% – что это шаг в будущее. Существенное число опрошенных придерживаются противоположной точки зрения: 20% называют дистанционную медицину способом наживаться на пациентах, а 18% и вовсе считают ее мошенничеством. 

Любопытно при этом, что меньше половины опрошенных (46%) выступают за то, чтобы власти позволили врачам дистанционно ставить диагнозы и выписывать препараты. 

Всего к услугам дистанционной медицины обращались 14% опрошенных, причем 9% планируют обращаться и дальше, а 5% больше не собираются этого делать. Еще 33% не обращались за этой услугой, но хотели бы попробовать, а 53% никогда этого не делали и пока не планируют. Очевидно, что ситуация с коронавирусом стала дополнительным стимулом воспользоваться услугами телемедицины: 42% из тех опрошенных, что когда-либо обращались за этой услугой, делали это в течение прошлых двух месяцев. 

Отметим, что в исследовании, проведенном нами ровно год назад, 7% респондентов ответили, что обращались к телемедицине и планируют делать это дальше, а 3% – что обращались, но больше не будут этого делать. Таким образом, доля попробовавших эту услугу за год увеличилась с 10 до 14% в общей массе опрошенных, или на 40%, что весьма существенно.  

Что касается общего восприятия телемедицины населением и уровня доверия ей, то по результатам опроса мы не увидели существенных изменений в этом отношении за год (см. диаграммы).

 

Без диагноза никак

Одной из главных причин отказа от услуг телемедицины стала невозможность врача поставить диагноз удаленно: это отметили 41% опрошенных, не желающих пользоваться этой услугой. Также 39% думают, что дистанционная консультация не может быть эффективной, 29% в принципе не доверяют телемедицине, а 22% не готовы за дистанционные консультации платить. 

Мы также определили несколько условий, которые помогли бы россиянам больше доверять услугам телемедицины. Так, 58% хотят быть уверены в профессионализме консультирующих врачей, 42% выступают за государственный контроль над сферой телемедицины, по 39% – за доступную стоимость консультаций и уверенность в сохранности своих данных.  

Ситуацию на рынке дистанционной медицины для «Анкетолога» прокомментировал генеральный директор сервиса медицинских онлайн-консультаций «Доктис» Андрей Авраменко:

 

Эпидемия устранила большинство препятствий для развития рынка дистанционной медицины: много пациентов, возможно, немного вынужденно, познакомились с сервисами онлайн-консультаций врачей и перестали их воспринимать как «лечение по фотографии». Врачи со своей стороны тоже преодолели боязнь и нежелание консультировать удаленно. Это связано как со снижением пациентопотока в клиниках, так и с мерами предосторожности.

Безусловно, последним сдерживающим фактором является законодательство, которое не позволяет ставить диагноз и назначать лечение без очного приёма. Мы очень надеемся, что Россия посмотрит в этом плане на позитивный опыт США и смягчит законодательство.

В целом мы видим резкий всплеск интереса к онлайн-консультациям. За последние два месяца количество проводимых нами консультаций увеличилось в 20 раз, а выручка от B2C-сегмента (нестраховых пациентов) выросла более чем в 400 раз. Более того, мы ожидаем дальнейший экспоненциальный рост, несмотря на смягчение карантина.

Также у нас значительно выросло количество врачей в сервисе, мы получаем ежедневно по 5 писем от клиник, которые хотели бы работать с нами.

 

Как часто вы посещаете медицинские учреждения?
Посещали ли вы врача за последние 2 месяца?
Повлияла ли текущая ситуация с коронавирусом и самоизоляцией на ваши решения о посещении врачей?
Испытываете/будете ли вы испытывать тревогу при посещении медицинских учреждений в настоящий момент?
Сталкивались ли вы за последние 2 месяца какими-либо из перечисленных проблем?
Множественный выбор, % от опрошенных, обращавшихся за медицинской помощью в последние 2 месяца
Какую информацию в интернете о здоровье и медицинских услугах вы используете?
Множественный выбор
Какую информацию в интернете о здоровье и медицинских услугах вы используете?
Сравнение данных за 2019 и 2020 годы
С какими утверждениями о дистанционной медицине (телемедицине, онлайн-медицине) Вы согласны?
Сравнение данных 2019 и 2020 годов
Обращались ли вы когда-либо к услугам телемедицины/дистанционной медицины? (онлайн-консультации врачей, расшифровка анализов и т.д.)
Обращались ли вы когда-либо к услугам телемедицины/дистанционной медицины? (онлайн-консультации врачей, расшифровка анализов и т.д.)
Сравнение данных за 2019 и 2020 годы
Пользовались ли вы услугами дистанционной медицины в последние 2 месяца?
% от опрошенных, пользовавшихся услугами дистанционной медицины
Почему вы не хотели бы пользоваться услугами телемедицины?
Сравнение данных 2019 и 2020 годов, % от опрошенных, не желающих пользоваться услугами телемедицины
В каких ситуациях вы бы выбрали онлайн-консультацию врача?
Множественный выбор
Какие условия необходимы, чтобы вы могли доверять врачебным онлайн-консультациям?
Множественный выбор
Какие условия необходимы, чтобы Вы могли доверять врачебным онлайн-консультациям?
Сравнение данных за 2019 и 2020 годы
Как вы думаете, какие недостатки существуют в сфере телемедицины (дистанционной медицины)?
Множественный выбор
По текущему законодательству врачи не могут дистанционно поставить диагноз и назначить лечение. Законопроект о расширении функций дистанционной медицины внесён в Государственную Думу. Поддерживаете ли вы расширение возможностей дистанционной медицины?

 

Выборка исследования

С 25 по 26 мая с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1700 респондентов. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%. 

Популярные материалы