Можно ли доверять телемедицине? Мнение россиян
Пандемия заставила многих отказаться от привычных способов потребления и перевела целые сферы услуг на дистанционную работу. В новом исследовании «Анкетолог» выяснял, боятся ли россияне ходить в больницы из-за коронавируса и готовы ли они обращаться к услугам телемедицины.
Ситуация с коронавирусом заставляет большинство россиян отказываться от посещения больниц или скорректировать свои визиты из-за страха заразиться: 30% опрошенных решили посещать их только в экстренных случаях, 14% сократили визиты в больницы, но не могут отказаться от них полностью из-за состояния здоровья, а 23% вовсе перестали делать это. Еще 25% ответили, что у них просто нет необходимости обращаться к врачам, и лишь 8% посещают их в прежнем режиме.
В целом 60% опрошенных признались, что испытывают или будут испытывать тревогу при посещении больниц в нынешней ситуации. Всего же за 2 последних месяца к врачам обращались 41% участников исследования. Из них 31% сталкивались за этот период с невозможностью попасть на очный прием к врачу, 33% – с невозможностью записаться к врачу онлайн или по телефону, 16% – с переносом или прекращением необходимого им лечения, по 10% – с отсутствием необходимым медикаментов и долгим ожиданием скорой помощи.
Вживую привычнее
Судя по результатам опроса, россияне на сегодняшний день неоднозначно относятся к телемедицине. Так, 34% считают эту услугу пустой тратой денег, так как пока по законодательству врач не может удаленно ставить диагнозы и выписывать лекарства. Вместе с тем 24% думают, что телемедицина повышает доступность медицинских услуг, 22% – что это удобно, а 17% – что это шаг в будущее. Существенное число опрошенных придерживаются противоположной точки зрения: 20% называют дистанционную медицину способом наживаться на пациентах, а 18% и вовсе считают ее мошенничеством.
Любопытно при этом, что меньше половины опрошенных (46%) выступают за то, чтобы власти позволили врачам дистанционно ставить диагнозы и выписывать препараты.
Всего к услугам дистанционной медицины обращались 14% опрошенных, причем 9% планируют обращаться и дальше, а 5% больше не собираются этого делать. Еще 33% не обращались за этой услугой, но хотели бы попробовать, а 53% никогда этого не делали и пока не планируют. Очевидно, что ситуация с коронавирусом стала дополнительным стимулом воспользоваться услугами телемедицины: 42% из тех опрошенных, что когда-либо обращались за этой услугой, делали это в течение прошлых двух месяцев.
Отметим, что в исследовании, проведенном нами ровно год назад, 7% респондентов ответили, что обращались к телемедицине и планируют делать это дальше, а 3% – что обращались, но больше не будут этого делать. Таким образом, доля попробовавших эту услугу за год увеличилась с 10 до 14% в общей массе опрошенных, или на 40%, что весьма существенно.
Что касается общего восприятия телемедицины населением и уровня доверия ей, то по результатам опроса мы не увидели существенных изменений в этом отношении за год (см. диаграммы).
Без диагноза никак
Одной из главных причин отказа от услуг телемедицины стала невозможность врача поставить диагноз удаленно: это отметили 41% опрошенных, не желающих пользоваться этой услугой. Также 39% думают, что дистанционная консультация не может быть эффективной, 29% в принципе не доверяют телемедицине, а 22% не готовы за дистанционные консультации платить.
Мы также определили несколько условий, которые помогли бы россиянам больше доверять услугам телемедицины. Так, 58% хотят быть уверены в профессионализме консультирующих врачей, 42% выступают за государственный контроль над сферой телемедицины, по 39% – за доступную стоимость консультаций и уверенность в сохранности своих данных.
Ситуацию на рынке дистанционной медицины для «Анкетолога» прокомментировал генеральный директор сервиса медицинских онлайн-консультаций «Доктис» Андрей Авраменко:
Эпидемия устранила большинство препятствий для развития рынка дистанционной медицины: много пациентов, возможно, немного вынужденно, познакомились с сервисами онлайн-консультаций врачей и перестали их воспринимать как «лечение по фотографии». Врачи со своей стороны тоже преодолели боязнь и нежелание консультировать удаленно. Это связано как со снижением пациентопотока в клиниках, так и с мерами предосторожности.
Безусловно, последним сдерживающим фактором является законодательство, которое не позволяет ставить диагноз и назначать лечение без очного приёма. Мы очень надеемся, что Россия посмотрит в этом плане на позитивный опыт США и смягчит законодательство.
В целом мы видим резкий всплеск интереса к онлайн-консультациям. За последние два месяца количество проводимых нами консультаций увеличилось в 20 раз, а выручка от B2C-сегмента (нестраховых пациентов) выросла более чем в 400 раз. Более того, мы ожидаем дальнейший экспоненциальный рост, несмотря на смягчение карантина.
Также у нас значительно выросло количество врачей в сервисе, мы получаем ежедневно по 5 писем от клиник, которые хотели бы работать с нами.
Выборка исследования
С 25 по 26 мая с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1700 респондентов. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.