Экономика 30 ноября 2020 1 399

Забудьте этот номер! Как россияне реагируют на фальшивые звонки из банков

Большинство клиентов российских банков жалуются на звонки от мошенников, которые представляются банковскими сотрудниками и просят сообщить конфиденциальные данные. Мы узнали, как россияне реагируют на подобные звонки, верят ли злоумышленникам и какими способами защищают свои денежные средства.

 

 

Согласно опросу, 75% россиян пользовались банковскими услугами за последние три месяца. Большинство из них (90%) ответили, что являются клиентами «Сбербанка», 26% — ВТБ, 22% — «Альфа-Банка», 21% — «Тинькофф Банка». В десятку популярных вошли также «Почта Банк» (12%), «Открытие» и «Совкомбанк» (по 8%), «Газпромбанк», «Райффайзенбанк» (по 7%) и «Хоум Кредит Банк» (6%).

Кроме того, мы узнали, какой банк для опрошенных является основным. Большинство (67%) назвали также «Сбербанк», 9% — ВТБ, 6% — «Тинькофф Банк», 4% — «Альфа Банк», по 2% — «Почта Банк» и «Газпромбанк». Остальные варианты ответа выбрали менее 2% респондентов.

Отметим, что в 94% опрошенных считают свой основной банк надежным: 44% уверены в этом, 50% скорее придерживаются такого мнения. При этом только 9% в той или иной мере опасаются, что банк, услугами которого они пользуются чаще всего, не сможет пережить пандемию.

 

Больше трети опрошенных не отвечают на звонки с неизвестных номеров

Исследование показало, что у трети опрошенных клиентов банка (30%) за последние полгода не возникало проблем при сотрудничестве с ними. В то же время 45% сталкивались с навязыванием услуг, 18% — с очень высокой стоимостью услуг, 16% — очередями в офисах. Также 15% приходилось долго ждать решения своего вопроса, 14% получали неполную информацию об услуге, а 11% сталкивались с ограничениями на операции по карте или вкладу.

Также абсолютное большинство опрошенных (70%) ответили, что им хотя бы раз поступал звонок с неизвестного номера от мошенников, которые представлялись сотрудниками банка и просили сообщить конфиденциальные данные. Большая часть тех, кто сталкивался с этим (21%), обратили внимание, что подобные звонки поступали после оплаты товара в интернет-магазине с помощью карты, 15% — после денежных операций через систему «Мобильный банк», 14% — операций в мобильном приложении банка, 13% — после оплаты товара картой в гипермаркете или супермаркете, по 11% — после денежных переводов в сервисах для размещения объявлений, например «Авито», и оформления потребительского кредита.

Больше половины респондентов, которым поступали такие звонки (56%), в этой ситуации обычно просто кладут трубку, 37% в принципе не отвечают на звонки с неизвестных номеров, 13% призывают мошенников прекратить обманывать людей, 11% ругаются с ними. Также 10% обычно называют неверные личные данные, 9% учат собеседников жизни, 8% просят удалить телефон из базы данных, а по 4% — притворяются другим человеком и под предлогом поиска документов переводят собеседника в режим ожидания.

В целом только 3% опрошенных пострадали в результате таких звонков — злоумышленникам удалось получить деньги. Большинство же (90%) ответили, что не предоставили свои личные данные. Также 3% сообщили информацию, но успели вовремя заблокировать карту, а 2% сообщили данные, но не потеряли деньги, так как на счете не было средств. Несмотря на это, больше трети опрошенных (38%) сказали, что среди их близких есть жертвы подобных мошеннических схем.

 

Гарантии нет?

Согласно исследованию, большинство опрошенных клиентов (67%) доверяют своему основному банку в вопросах защиты персональной информации. Несмотря на это, только треть (32%) считает, что банки могут гарантировать защиту данных от утечки: 6% уверены в этом, 26% — только предполагают.

В целом большинство опрошенных (95%) согласны, что риски, связанные с защитой персональных данных в банке, сегодня входят в число важнейших проблем. Однако опрос также показал, что 43% клиентов готовы продолжить сотрудничество с банком, в котором произошла утечка личных данных.

Мы также спросили, какие меры предпринимают сами респонденты, чтобы обезопасить себя от утечки информации и не стать жертвой мошенников. Большинство (71%) ответили, что контролируют списания денежных средств с карты, 58% всегда проверяют остаток средств на счете, 55% блокируют банковскую карту в случае потери. Также 44% не хранят на счете большие суммы денег, 40% внимательно проверяют адреса сайтов, на которых совершают покупку, 37% в случае, если друг или знакомый просит перевести деньги в соцсетях, звонят ему лично, а 30% используют блокировку телефона или приложений.

 

Укажите, пожалуйста, клиентом каких банков из перечисленных Вы являетесь в настоящий момент:
Множественный выбор Представлены наиболее популярные варианты ответа
Какими банковскими услугами Вы пользовались за последние полгода?
Множественный выбор
Пожалуйста, выберите тот банк, который является для Вас основным (с которым Вы чаще всего взаимодействуете по каким-либо услугам):
Множественный выбор Представлены наиболее популярные варианты ответа
Как бы Вы в целом оценили надежность своего основного банка?
Опасаетесь ли Вы того, что из-за пандемии может закрыться Ваш основной банк?
Укажите, пожалуйста, с какими проблемами пользования банковскими услугами Вам приходилось сталкиваться в последние полгода:
Множественный выбор
Поступали ли Вам на телефон звонки с неизвестных номеров от мошенников (например, представившихся сотрудниками службы безопасности банка и пр.)?
Обратили ли Вы внимание на то, после пользования какими услугами или совершения каких операций Вам стали поступать звонки с неизвестных номеров от мошенников?
Множественный выбор, % опрошенных, которым на телефон поступали звонки с неизвестных номеров от мошенников
Удалось ли мошенникам получить от Вас личные данные? Если да, то списали ли они с Вашего счета/карты денежные средства?
% опрошенных, которым на телефон поступали звонки с неизвестных номеров от мошенников
Укажите, пожалуйста, как Вы себя ведете, когда Вам звонят с неизвестных номеров мошенники?
Множественный выбор, % опрошенных, которым на телефон поступали звонки с неизвестных номеров от мошенников
Есть ли среди Ваших близких или знакомых те, кто стал жертвой мошенников, звонивших с неизвестных номеров?
Считаете ли Вы, что риски, связанные с защитой персональных данных в банке, сегодня входят в число важнейших проблем, с которыми приходится сталкиваться?
На Ваш взгляд, могут ли сегодня банки гарантировать своим клиентам защиту от утечки персональной информации?
Доверяете ли Вы своему основному банку в вопросах защиты своей персональной информации?
Продолжите ли Вы сотрудничать с банком, в котором произошла утечка персональных данных его клиентов (в том числе Ваших)?
Какие меры Вы сами предпринимаете для того, чтобы обезопасить себя от мошенничества/утечки Ваших персональных данных?
Множественный выбор Представлены наиболее популярные варианты ответа
Укажите, пожалуйста, каким способам платежа Вы доверяете в большей мере:
Множественный выбор

 

Выборка исследования

С 27 по 30 ноября с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1800 россиян старше 18 лет, пользовавшихся банковскими услугами в последние три месяца. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.

 

Популярные материалы