Забудьте этот номер! Как россияне реагируют на фальшивые звонки из банков
Большинство клиентов российских банков жалуются на звонки от мошенников, которые представляются банковскими сотрудниками и просят сообщить конфиденциальные данные. Мы узнали, как россияне реагируют на подобные звонки, верят ли злоумышленникам и какими способами защищают свои денежные средства.
Согласно опросу, 75% россиян пользовались банковскими услугами за последние три месяца. Большинство из них (90%) ответили, что являются клиентами «Сбербанка», 26% — ВТБ, 22% — «Альфа-Банка», 21% — «Тинькофф Банка». В десятку популярных вошли также «Почта Банк» (12%), «Открытие» и «Совкомбанк» (по 8%), «Газпромбанк», «Райффайзенбанк» (по 7%) и «Хоум Кредит Банк» (6%).
Кроме того, мы узнали, какой банк для опрошенных является основным. Большинство (67%) назвали также «Сбербанк», 9% — ВТБ, 6% — «Тинькофф Банк», 4% — «Альфа Банк», по 2% — «Почта Банк» и «Газпромбанк». Остальные варианты ответа выбрали менее 2% респондентов.
Отметим, что в 94% опрошенных считают свой основной банк надежным: 44% уверены в этом, 50% скорее придерживаются такого мнения. При этом только 9% в той или иной мере опасаются, что банк, услугами которого они пользуются чаще всего, не сможет пережить пандемию.
Больше трети опрошенных не отвечают на звонки с неизвестных номеров
Исследование показало, что у трети опрошенных клиентов банка (30%) за последние полгода не возникало проблем при сотрудничестве с ними. В то же время 45% сталкивались с навязыванием услуг, 18% — с очень высокой стоимостью услуг, 16% — очередями в офисах. Также 15% приходилось долго ждать решения своего вопроса, 14% получали неполную информацию об услуге, а 11% сталкивались с ограничениями на операции по карте или вкладу.
Также абсолютное большинство опрошенных (70%) ответили, что им хотя бы раз поступал звонок с неизвестного номера от мошенников, которые представлялись сотрудниками банка и просили сообщить конфиденциальные данные. Большая часть тех, кто сталкивался с этим (21%), обратили внимание, что подобные звонки поступали после оплаты товара в интернет-магазине с помощью карты, 15% — после денежных операций через систему «Мобильный банк», 14% — операций в мобильном приложении банка, 13% — после оплаты товара картой в гипермаркете или супермаркете, по 11% — после денежных переводов в сервисах для размещения объявлений, например «Авито», и оформления потребительского кредита.
Больше половины респондентов, которым поступали такие звонки (56%), в этой ситуации обычно просто кладут трубку, 37% в принципе не отвечают на звонки с неизвестных номеров, 13% призывают мошенников прекратить обманывать людей, 11% ругаются с ними. Также 10% обычно называют неверные личные данные, 9% учат собеседников жизни, 8% просят удалить телефон из базы данных, а по 4% — притворяются другим человеком и под предлогом поиска документов переводят собеседника в режим ожидания.
В целом только 3% опрошенных пострадали в результате таких звонков — злоумышленникам удалось получить деньги. Большинство же (90%) ответили, что не предоставили свои личные данные. Также 3% сообщили информацию, но успели вовремя заблокировать карту, а 2% сообщили данные, но не потеряли деньги, так как на счете не было средств. Несмотря на это, больше трети опрошенных (38%) сказали, что среди их близких есть жертвы подобных мошеннических схем.
Гарантии нет?
Согласно исследованию, большинство опрошенных клиентов (67%) доверяют своему основному банку в вопросах защиты персональной информации. Несмотря на это, только треть (32%) считает, что банки могут гарантировать защиту данных от утечки: 6% уверены в этом, 26% — только предполагают.
В целом большинство опрошенных (95%) согласны, что риски, связанные с защитой персональных данных в банке, сегодня входят в число важнейших проблем. Однако опрос также показал, что 43% клиентов готовы продолжить сотрудничество с банком, в котором произошла утечка личных данных.
Мы также спросили, какие меры предпринимают сами респонденты, чтобы обезопасить себя от утечки информации и не стать жертвой мошенников. Большинство (71%) ответили, что контролируют списания денежных средств с карты, 58% всегда проверяют остаток средств на счете, 55% блокируют банковскую карту в случае потери. Также 44% не хранят на счете большие суммы денег, 40% внимательно проверяют адреса сайтов, на которых совершают покупку, 37% в случае, если друг или знакомый просит перевести деньги в соцсетях, звонят ему лично, а 30% используют блокировку телефона или приложений.
Выборка исследования
С 27 по 30 ноября с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1800 россиян старше 18 лет, пользовавшихся банковскими услугами в последние три месяца. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.