Правда или фейк? Россияне рассказали, где читают новости и каким источникам верят
Большинство интернет-пользователей считают, что умеют распознавать «фейковую» информацию. В то же время 57% хотя бы однажды распространяли новость, которая оказывалась недостоверной. Из каких источников россияне узнают об актуальных событиях, каким ресурсам доверяют и к каким новостям относятся с особой осторожностью — в новом исследовании «Анкетолога».
В целом для абсолютного большинства опрошенных россиян (94%) важно обладать своевременной и проверенной информацией об актуальных событиях, причем для 39% это крайне значимо. Так, 60% получают ее по телевидению, 59% — в социальных сетях, 54% — на официальных сайтах и приложениях информационных агентств, 40% — из групп в мессенджерах. Также 37% узнают новости от родственников и знакомых, 29% — в сервисах персональных рекомендаций, например, в «Яндекс.Дзене», 24% — по радио и в подкастах.
Заметим, что женщины чаще мужчин узнают новости из соцсетей (65% против 52%), от родственников и знакомых (40% против 35%), а также получают рассылки и уведомления с актуальной информацией (23% против 19%). Мужчины же чаще женщин пользуются сайтами и приложениями новостных изданий (58% против 51%).
Каким источникам доверяют россияне?
Если говорить об источниках информации, которым интернет-пользователи доверяют в большей мере, то чаще всего они отмечали сайты и приложения информационных служб (46%). Несколько реже опрошенные называли телевидение (36%), социальные сети (24%), каналы и группы в мессенджерах (16%). Заметим, что с возрастом респондентов увеличивается доля тех, кто доверяет информагентствам (38% среди опрошенных 18-30 лет против 51% старше 55 лет) и телевидению (20% против 43%), и уменьшается число тех, кто полагается на социальные сети (33% против 18%) и каналы в мессенджерах (21% против 11%).
Что касается конкретных источников, которым респонденты доверяют в большей мере, чаще всего они называли РБК (13%), сервисы «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен» (9%), информационную службу ТАСС (7%). По 6% отметили телеканалы ВГТРК («Россия 1» и «Россия 24»), интернет-издания «РИА Новости» и «Лента.ру», а 5% — «Первый канал».
Санкции за недостоверность
Согласно опросу, только 6% респондентов не читают новости полностью: им хватает заголовка и ключевых моментов. Абсолютное же большинство (94%) интересуются содержанием, выясняют обстоятельства и детали: 22% поступают так всегда, а 72% — в выборочных ситуациях, например, если информация заинтересовала или если возникли сомнения в ее достоверности.
Заметим, что почти все респонденты (96%) согласны с тем, что информация сегодня чаще всего преподносится путем воздействия на эмоции аудитории. Однако 85% опрошенных считают, что могут оценивать сведения критически и отличать факты от неподтвержденных данных. По мнению респондентов, распознать непроверенную, «фейковую» информацию не очень сложно: трудность этого процесса россияне оценили на 5 баллов из десяти.
Тем не менее, 57% опрошенных оказывались в ситуации, когда делились новостью с родственниками или знакомыми, после чего она оказывалась преувеличенной или недостоверной. При этом чем моложе респонденты, тем чаще они отвечали, что такое с ними случалось (66% среди опрошенных 18-30 лет против 52% — старше 55 лет).
В целом 94% респондентов согласны, что источники при публикации неподтвержденных новостей должны помечать ее как непроверенную. Также 86% считают, что должны применяться санкции к источникам, которые никак не помечают неподтвержденную информацию или же умышленно публикуют недостоверные сведения.
Мы также спросили респондентов, к каким новостям они сегодня относятся с особой осторожностью и проверяют на достоверность в разных источниках. Так, чаще всего опрошенные назвали информацию о коронавирусной инфекции и о взаимоотношениях России и Украины.
Выборка исследования
С 14 по 15 декабря с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1900 интернет-пользователей старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.