Ритейл 23 июня 2022

Какие маркетплейсы наиболее популярны среди российских потребителей

Подавляющее большинство интернет-пользователей хотя бы раз покупали товары на маркетплейсах за последние три месяца. Мы выяснили, что именно они приобретали, на каких платформах оформляли заказ и какую сумму в среднем тратят за одну покупку. Подробности — в новом исследовании «Анкетолога».

 

 

В исследовании участвовали интернет-пользователи, которые совершали покупки на маркетплейсах за последние три месяца — 92% от общего числа опрошенных. Среди них 73% приобретали товары на OZON, 65% — на Wildberries, 45% — на AliExpress, треть (34%) — в «Яндекс.Маркете». Меньшей популярностью пользуются такие площадки, как «СберМегаМаркет» (20%), Lamoda (13%), «CDEK.Маркет» (7%), Alibaba (4%) и прочие.

Что любопытно, мужчины чаще покупают товары на AliExpress (52% против 41% женщин) и в «Яндекс.Маркете» (39% против 32% соответственно). Женщины же больше мужчин предпочитают Wildberries (73% против 55% соответственно) и Lamoda (15% против 12%). Также исследование показало, что респонденты с более высоким доходом и жители городов-миллионеров чаще заказывают товары на Lamoda и в «СберМегаМаркете».

 

Что покупают на маркетплейсах

Согласно опросу, наибольшим спросом на маркетплейсах пользуются одежда, обувь и аксессуары — товары этой категории за последние три месяца покупали 59% потребителей. Также 46% приобретали косметику и парфюмерию, 37% — бытовую химию, 36% — медицинские товары, 33% — продукты питания, а 30% — электронику и бытовую технику.

Стоит заметить, в целом 27% опрошенных за последние три месяца покупали на маркетплейсах товары, которые сегодня невозможно приобрести офлайн в связи с санкциями: 14% — лишь однажды, еще 13% — неоднократно. Если говорить о том, что конкретно им удалось купить, то чаще всего называли одежду брендов, которые принадлежат компании Inditex, например, Zara или Bershka. Чуть реже — товары компаний Adidas и Nike, кофе марки Paulig и мебель IKEA. 

Мы также спросили респондентов, замечали ли они дефицит товаров на маркетплейсах за последние три месяца. Так, утвердительно ответили в целом 30%, однако только 8% уверены в этом, еще 22% склоняются к такому мнению. Более половины опрошенных (57%) скорее не замечали дефицита, и 11% определенно не сталкивались с нехваткой товаров.

 

Как часто совершают покупки и какую сумму тратят за раз

Согласно опросу, 42% потребителей совершают покупки на маркетплейсах 2-3 раза в месяц и чаще. Еще треть (32%) делают это раз в месяц, 18% — 2-3 раза в полгода и 2% — раз в год и реже. Причем покупают товары на таких площадках чаще женщины — почти половина (49%) делает это как минимум пару раз в месяц, cреди же мужчин этот показатель равен 32%.

В целом 67% потребителей не изменили частоту покупок на маркетплейсах за последние три месяца. Еще 21% ответили, что стали чаще приобретать товары, и 12% — напротив, делать это реже. Также, согласно опросу, у 56% не изменились и расходы на покупки через онлайн-платформы. При этом увеличили свои траты 29%, сократили — 15%.

Что касается суммы расходов за одну покупку на маркетплейсах, то более трети (37%) тратят в среднем 1 001-2 500 рублей, 27% — менее 1 000 рублей, 25% — 2 501-5 000 рублей и 11% — более 5 000 рублей. При этом отметим, что мужчины за раз расходуют более крупную сумму — 42% тратят от 2 500 рублей, в то время как среди женщин — 32%.

 

На каком маркетплейсе цены приятнее?

Больше всего довольны своим опытом покупок на маркетплейсах пользователи OZON и Wildberries — степень своей удовлетворенности они оценили в среднем на 8,2 и 8,1 балла из 10 соответственно. Чуть менее высокие оценки получили «Яндекс.Маркет» (7,7 балла), AliExpress (7,5 балла), «СберМегаМаркет» (7,4 балла%) и Lamoda (7,2 балла). Что касается Alibaba и «CDEK.Маркет» то свой опыт покупок на этих площадках потребители оценили в среднем на 6,4 и 6,1 балла соответственно.

Мы также отдельно спрашивали респондентов, на каких маркетплейсах, по их мнению, наиболее широкий ассортимент товаров, качественная продукция и доступные цены. Так, наиболее разнообразный ассортимент товаров, по мнению респондентов, представлен на OZON — этот маркетплейс указали 54% опрошенных. Также 48% называли Wildberries, и 33% — AliExpress. 

Если говорить о качестве товаров, то лидирующую позицию занимает также OZON (54%), вторую — Wildberries (39%), а третью — «Яндекс.Маркет» (20%). Что касается наиболее доступных цен, то тут уже чаще всего называли Wildberries (41%), чуть реже — OZON (40%), на третьем месте расположился AliExpress (32%).

Заметим, что основная причина, по которой респонденты совершают покупки на маркетплейсах — возможность экономить время на походах в магазин, так ответили две трети респондентов (66%). Также по 57% выбирают маркетплейсы из-за более низкой стоимости товаров, чем в магазине, и удобства, по 47% — из-за широкого ассортимента продукции и возможности найти товар, которые отсутствуют в офлайн-магазинах. Кроме того, 41% ответили, что на маркетплейсах легче найти нужные товары, и 40% — есть отзывы покупателей.

 

Какими из перечисленных маркетплейсов Вы пользовались (на каких совершали покупки) за последние три месяца?
Множественный выбор
Какими из перечисленных маркетплейсов Вы пользовались (на каких совершали покупки) за последние три месяца?
Какими из перечисленных маркетплейсов Вы пользовались (на каких совершали покупки) за последние три месяца?
Какими из перечисленных маркетплейсов Вы пользовались (на каких совершали покупки) за последние три месяца?
Почему Вы пользуетесь маркетплейсами для покупки тех или иных товаров?
Множественный выбор Представлены наиболее популярные варианты ответа
Какие товары Вы приобретали на тех или иных маркетплейсах за последние три месяца?
Множественный выбор Представлены наиболее популярные варианты ответа
В каких маркетплейсах, на Ваш взгляд, представлен наиболее широкий, разнообразный ассортимент товаров?
Множественный выбор
В каких маркетплейсах, на Ваш взгляд, представлен наиболее качественный ассортимент товаров (соответствующий назначению, без дефектов, экологичный и т. п.)?
Множественный выбор
Заметили ли Вы дефицит каких-либо товаров на маркетплейсах за последние три месяца?
Дефицит каких товаров Вы заметили на тех или иных маркетплейсах за последние три месяца?
Множественный выбор Представлены наиболее популярные варианты ответа
Приобретали ли Вы за последние три месяца на тех или иных маркетплейсах товары, которые на сегодняшний день невозможно приобрести в офлайн-магазинах (в связи с введением санкций)?
На каких маркетплейсах Вы за последние три месяца приобретали товары, которые невозможно приобрести в офлайн-магазинах (в связи с введением санкций)?
Множественный выбор, % опрошенных, которые в последние три месяца на маркетплейсах покупали товары, которые невозможно приобрести офлайн из-за санкций
Какие товары, недоступные для покупки офлайн из-за санкций, Вы приобретали за последние три месяца на маркетплейсах?
Открытый вопрос, % опрошенных, которые в последние три месяца на маркетплейсах покупали товары, которые невозможно приобрести офлайн из-за санкций Представлены варианты, которые набрали не менее 2% ответов
Как часто Вы в среднем совершаете покупки на тех или иных маркетплейсах?
Как часто Вы в среднем совершаете покупки на тех или иных маркетплейсах?
Изменились ли Ваши практики покупки товаров на маркетплейсах за последние три месяца?
Приходилось ли Вам за последние три месяца делать возврат товаров на тех или иных маркетплейсах?
На каких маркетплейсах Вам приходилось делать возврат товаров за последние три месяца?
Множественный выбор, % опрошенных, которые делали возврат товаров на маркетплейсах за последние три месяца
Какую сумму в среднем Вы тратите на покупку тех или иных товаров на маркетплейсах за один раз?
Какую сумму в среднем Вы тратите на покупку тех или иных товаров на маркетплейсах за один раз?
Изменились ли Ваши расходы на покупку товаров на маркетплейсах за последние три месяца?
В каких маркетплейсах, на Ваш взгляд, наиболее доступная стоимость товаров?
Множественный выбор
В каких маркетплейсах, на Ваш взгляд, наиболее выгодные предложения, скидки, акции на товары?
Множественный выбор
Какие критерии наиболее значимы для Вас при покупке товаров на маркетплейсах?
Множественный выбор Представлены наиболее популярные варианты ответа
Как бы Вы в целом оценили свой опыт совершения покупок на перечисленных маркетплейсах по 10-балльной шкале?

 

Выборка исследования

С 22 по 23 июня с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1900 россиян старше 18 лет, которые совершали покупки на маркетплейсах за последние три месяца . Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.

Популярные материалы