Интернет 10 августа 2022

Стали ли россияне чаще потреблять пиратский контент в последние полгода? Исследование

Многие ли интернет-пользователи используют нелицензионный цифровой продукт, стали ли делать это чаще в последние несколько месяцев и при каких условиях готовы покупать официальный софт и контент — в новом исследовании «Анкетолога».

 

 

Согласно исследованию, 46% интернет-пользователей нейтрально относятся к использованию нелицензионного контента и программ. Также 40% воспринимают это положительно, а 14% — отрицательно. Отметим, что положительное отношение выражали чаще всего мужчины (46% против 34% женщин) и опрошенные 18-45 лет (43% против 35% респондентов старше 55 лет).

В последние полгода 79% участников исследования не изменили своего отношения к потреблению пиратского софта и контента. Значительно меньшее число опрошенных (16%) отметили, что стали лучше воспринимать использование подобного цифрового продукта, а у 5% отношение изменилось в худшую сторону.

 

Пиратский софт и контент используют чаще официального?

В целом 94% опрошенных интернет-пользователей скачивают или используют онлайн какой-либо контент или софт. Так, 80% смотрят фильмы и сериалы, 77% слушают музыку, 54% играют в видеоигры, 50% читают книги, и 45% работают с программами.

Далее мы спросили участников исследования, какими способами они обычно получают доступ к различным категориями контента и софта. Чаще всего респонденты отвечали, что используют бесплатный нелицензионный цифровой продукт: среди потребителей фильмов и сериалов это отметили 57%, музыки и книг — по 53%, игр — 50%.

При этом пользователи какого-либо софта чаще всего отвечали, что для работы с ним они оформляют бесплатную пробную подписку (52%). Этот способ популярен также для многих потребителей фильмов и книг (по 49%), игр (47%) и музыки (44%). Значительно реже респонденты отвечали, что покупают лицензионный цифровой продукт: среди пользователей каких-либо программ это отметили 36%, игр — 29%, книг — 28%, музыки — 25%, фильмов и сериалов — 24%.

В последние полгода большинство потребителей каждого цифрового продукта продолжили получать доступ к нему привычными способами. Однако некоторые участники исследования отметили, что стали преимущественно или полностью использовать бесплатный нелицензионный цифровой продукт: об этом сообщили по 11% потребителей фильмов и игр, по 10% — музыки и софта, и 9% — книг.

В то же время некоторые опрошенные, напротив, стали чаще покупать официальный софт и контент в последние полгода: среди потребителей музыки и программ так ответили по 11%, фильмов и книг — по 10%, игр — 9%.

 

Считают ли проблемой распространение нелицензионного цифрового продукта

Мы также спросили интернет-пользователей, которые хотя бы иногда пользуются нелицензионным цифровым продуктом, при каких условиях они могли бы от него отказаться. Ожидаемо, чаще всего респонденты отвечали, что готовы купить лицензионную версию, если интересующий контент или софт заметно подешевеет (61%) и если не будет бесплатной альтернативы (43%). Более четверти (28%) откажутся от неофициального цифрового продукта, если лицензионный будет полностью соответствовать запросам, 21% — не будет сложностей с возвратом и обменом цифрового продукта, 18% — с его покупкой, 13% — если увеличится число сервисов, где можно приобрести контент или программу. Ни при каких условиях не готовы отказаться от пиратского цифрового продукта 8%.

При этом респонденты с ежемесячным доходом более 70 000 рублей чаще всего отмечали, что готовы купить официальный софт и контент, если станет проще делать его возврат и обмен (28% против 16% опрошенных, которые зарабатывают до 20 000 рублей в месяц), а также если будет больше площадок для приобретения цифрового продукта (23% против 8%).

Отметим, по мнению 56% от общего числа опрошенных, распространение пиратского софта и контента не является значимой проблемой в нашей стране. Противоположной точки зрения придерживаются 31%, а 13% затруднились выразить свою позицию.

 

Какие из перечисленных категорий контента и софта Вы используете в электронном виде/онлайн?
Как Вы относитесь к скачиванию и использованию тех или иных категорий НЕлицензионного контента и софта (без разрешения его правообладателя на использование, копирование и распространение)?
Как Вы относитесь к скачиванию и использованию тех или иных категорий НЕлицензионного контента и софта (без разрешения его правообладателя на использование, копирование и распространение)?
Как Вы относитесь к скачиванию и использованию тех или иных категорий НЕлицензионного контента и софта (без разрешения его правообладателя на использование, копирование и распространение)?
Изменилось ли Ваше отношение к использованию и скачиванию тех или иных категорий НЕлицензионного контента и софта за последние полгода?
Лично Вы используете следующие категории контента и софта:
% от опрошенных, использующих данный контент или софт в электронном виде/онлайн
По каким причинам Вы не можете (не хотите) покупать те или иные категории лицензионного контента и/или софта?
Множественный выбор, % от опрошенных, которые хотя бы иногда используют бесплатный неофициальный контент или софт
Изменились ли Ваши практики пользования перечисленным контентом и софтом за последние полгода?
% от опрошенных, использующих данный контент или софт в электронном виде/онлайн
При каких условиях Вы готовы отказаться от пользования теми или иными категориями НЕлицензионного контента и софта?
Множественный выбор, % от опрошенных, которые хотя бы иногда используют бесплатный неофициальный контент или софт
При каких условиях Вы готовы отказаться от пользования теми или иными категориями НЕлицензионного контента и софта?
Считаете ли Вы, что распространение НЕлицензионного контента в России является проблемой?
Считаете ли Вы, что распространение НЕлицензионного контента в России является проблемой?
Считаете ли Вы, что распространение НЕлицензионного контента в России является проблемой?
Считаете ли Вы, что сегодня в России существует необходимость в борьбе (противодействии, препятствии) с распространением (распространению) НЕлицензионного контента?

 

Выборка исследования

С 9 по 10 августа с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1900 интернет-пользователей старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.

Популярные материалы