Ритейл 22 марта 2023

74% потребителей с высоким доходом покупают ПП-продукты раз в неделю и чаще

Совместно с бренд студией pridumali.com мы опросили россиян с доходом выше 100 тысяч рублей и узнали, как часто они покупают продукты здорового питания, устраивает ли их ассортимент в этом сегменте и из каких рекламных каналов потребители узнают о новинках.

80% потребителей с высоким доходом заинтересованы в новинках здорового питания  
52%узнают о новых ПП-брендах и товарах в соцсетях 
40%хотели бы видеть более широкий ассортимент натуральных продуктов

 

 

 

 

 

 

В последние годы россияне стали уделять больше внимания физическому и ментальному здоровью. По данным наших исследований, 79% россиян ведут активный образ жизни, 72% следят за своим здоровьем и 58% стараются правильно питаться. Вместе с этим растет рынок ЗОЖ на 6,4% ежегодно и, в частности, рынок правильного питания – на 8,5%.

 

Анастасия Роганова, основательница бренд студии полного цикла pridumali.comбренд-креатор

Мы активно работаем с FOOD-брендами, и растущий тренд на здоровое питание отмечаем уже не первый год. Популярности этого тренда способствуют соцсети, тематические выставки и мероприятия, а также общемировая мода на здоровье, заботу о себе и своих близких.

 

Среди потребителей с доходом выше 100 тысяч рублей 26% приобретают продукты здорового питания практически ежедневно, 30% – два-три раза в неделю. Раз в неделю покупают ПП-товары 18%, два-три раза в месяц – 16%, раз в месяц – 10%.

Большинство респондентов вкладывают в понятие «продукты здорового питания» отсутствие ГМО в составе (71%). Для 63% критерием является натуральный состав, для 61% – отсутствие трансжиров, а также агрохимикатов и пестицидов. Треть (33%) отметили пониженное содержание сахара и соли, 28% считают, что продукты здорового питания должны иметь маркировку «Эко», «Био» или «Органический», а для 27% товары здорового питания – это продукты, обогащенные витаминами.

Причем для старшей аудитории более важно отсутствие трансжиров (56% среди респондентов 18-30 лет против 71% – старше 55 лет) и удобрений химического происхождения (54% против 73%). А молодежь чаще вкладывает в понятие «продукты здорового питания» наличие витаминов (46% против 16%).

При покупке продуктов здорового питания большинство респондентов обращают внимание на дату изготовления (72%) и натуральность состава (65%). Для 60% важны вкусовые качества, 56% – полезность продукта и отсутствие консервантов. Около половины опрошенных (45%) учитывают экологичность продукта, 42% – предыдущий опыт употребления, 41% – стоимость, по 25% – качество упаковки и длительность хранения. Также 24% обращают внимание на торговую марку, 23% – наличие скидок и акций, 17% перед покупкой изучают калорийность, и 15% – отзывы других покупателей.

 

 

В каких рекламных каналах узнают о новинках здорового питания?

Что касается ассортимента продуктов здорового питания, 60% респондентов считают его достаточно широким, а 40%, напротив, отмечают недостаток разнообразия.

Отметим, что 20% участников исследования довольно часто пробуют новинки натуральных продуктов питания (24% – среди женщин, 33% – среди респондентов 18-30 лет). Еще 60% приобретают их иногда, и 13% – крайне редко. Только знакомые продукты и торговые марки покупают 6% опрошенных.

Мы также узнали, из каких рекламных каналов респонденты узнают о новинках в сегменте здорового питания. Так, более половины (52%) получают информацию из социальных сетей, а 51% – от знакомых, близких или родственников. Многие (36%) видят рекламу натуральных продуктов на ТВ, 23% замечают наружную рекламу, 20% просматривают специализированные сайты отзывов (например, irecommend.ru), 19% узнают о новых продуктах и марках от экспертов и специалистов в области питания или здорового образа жизни. Кроме того, 18% получают информацию о ПП-продуктах на тематических сайтах и форумах, 14% – через печатную рекламу в виде листовок или визиток, 11% – через онлайн-карты (2ГИС, Яндекс.Карты и пр.), и 9% – по радио.

 

Аудитория с высоким доходом заинтересована в новинках здорового питания

Продукты здорового питания по себестоимости дороже, чем массовые товары. Натуральное сырье без химических консервантов не может стоить дешево, а также его нельзя запасать из-за быстрой порчи. Кроме того, как и во многих сегментах FMCG, в 2022 году на отечественном рынке здорового питания произошли изменения: прекращение поставок импортных ингредиентов и оборудования, проблемы с логистикой и упаковкой, снижение курса рубля. Все это также сказалось на себестоимости ПП-товаров.

Поэтому основная аудитория продуктов здорового питания – россияне с высоким доходом. Наше исследование показало, что среди такой аудитории высокий спрос на ПП-продукты: большинство респондентов приобретают их хотя бы раз в неделю. При этом 80% готовы рассматривать новинки, в большей степени – женщины и молодежь.

Что важно, многие респонденты отметили недостаток ассортимента на рынке. То есть для производителей есть возможность занять определенную нишу. Однако, чтобы делать действительно обоснованные выводы, нужно подробнее обозначить конъюнктуру рынка, а также изучить потребности целевой аудитории.

 

Анастасия Роганова, основательница бренд студии полного цикла pridumali.comбренд-креатор

Границы категории «продуктов здорового питания» довольно размыты в понимании среднестатистического покупателя. А также на данный момент довольно много споров по продуктам здорового питания. Но, самое главное, есть интерес и он растёт! Поэтому исследования в данной категории очень важны. Исследования позволяют аудитории лучше разбираться в данной сфере, а маркетологам – эффективнее получать и актуализировать обратную связь от покупателей.

 

 

 

Результаты исследования в диаграммах:

Укажите, пожалуйста, что для вас означает понятие «натуральные продукты питания»?
Множественный выбор
Укажите, пожалуйста, что для вас означает понятие «натуральные продукты питания»?
На что вы обращаете внимание при покупке натуральных продуктов питания?
Множественный выбор
Лично для вас ассортимент рынка «натуральных продуктов питания»:
Лично для вас ассортимент рынка «натуральных продуктов питания»:
Приобретаете ли вы новинки (новые марки) среди натуральных продуктов питания?
Приобретаете ли вы новинки (новые марки) среди натуральных продуктов питания?
Приобретаете ли вы новинки (новые марки) среди натуральных продуктов питания?
Из каких источников вы узнаете о новинках (новых марках, брендах) на рынке натуральных продуктов питания?
Множественный выбор

 

Выборка исследования

С 3 по 10 марта с помощью онлайн-панели Anketolog.ru было опрошено 1176 россиян старше 18 лет, имеющих ежемесячный доход выше 100 тыс. рублей и приобретающих продукты здорового питания хотя бы раз в месяц. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.

Популярные материалы